2
Оглавление
Введение..........................................................3
Глава I: Предпринимательство как объект социологического
анализа...........................................................11
§ 1. Предпринимательство как социокультурное явление...........11
§ 2. Проблема становления и развития предпринимательства в трудах
•западных и российских обществоведов............................32
§ 3. Социальный портрет предпринимателя.........................44
§ 4. Предпринимательство в России: история и современность......64
Глава И: Духовные ценности провинциального предпринимательства...............................................94
§ 1. Мотивация предпринимательской деятельности.................94
§ 2. Роль образования в становлении предпринимательства как социально-
профессиональной группы........................................119
§ 3. Нравственные устои и нормы поведения современного
предпринимателя.................................................131
§ 4. Инновации в современном предпринимательстве: опыт социологического прогноза....................................160
Заключение.......................................................180
Литература.......................................................184
3
Введение
Актуальность исследования. Предпринимательство как особая система межличностного и межгруппового взаимодействия характеризуется как объективными, так и субъективными параметрами. Объективные параметры представляют собой организационно-технологические и социальные нормативы, выступающие в виде иерархии требований к предпринимателю как исполнителю определенных функций и как личности. Субъективные параметры являются социокультурными потребностями людей, образующими в своей совокупности тип ценностного отношения к предпринимательской культуре. Исследование связей и отношений между этими параметрами позволяет анализировать культуроформирующий эффект предпринимательства, который проявляется в противоречивом развитии процесса формирования ценностной структуры современного общества и процесса реализации индивидуальности человека в предпринимательской деятельности.
Предпринимательство представляет собой динамический процесс, требующий наличия определенных качеств и навыков. Предпринимательские способности не являются врожденными и приобретаются путем обучения. Переход от работы по найму к самозанятости отнюдь не легок, и перед страной с переходной экономикой стоит важная задача - изменить мышление людей и создать истинную российскую культуру предпринимательства.
Возрождающееся в России предпринимательство проходит весьма непростой этап становления. Условий для ''взрыва” предпринимательской активности в провинции (так же как и в столице) не создано, хотя настоятельность такого "взрыва” очевидна. Правительство на словах поддерживает развитие предпринимательства, создавая все время новые подразделения для помощи предпринимателям. Л на деле тормозит его становление своими неэффективными действиями.
Отсутствие государственного содействия развитию предпринимательства является одной из причин российского экономического кризиса и мед-
18
покупателя организация торговли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по почте, телефону и так далее). Но главная причина такого общественного восприятия посреднической деятельности состоит в том, что ее наличие и усложнение до разумных пределов ведет:
✓ к увеличению производитель!гости труда непосредственных производителей товаров на основе углубления специализации;
✓ к ускорению темпов оборачиваемости (кругооборота) капитала;
✓ к насыщению товарных рынков до объективно требуемых размеров и функционированию непосредственных товаропроизводителей в соответствии с интересами конечных потребителей.
С этой точки зрения предпринимательство есть форма соединения уникальных знаний и конкретной рыночной ситуации с цепью обеспечения твердых позиций на рынке. Оно предполагает поиск новых экономических возможностей путем реформирования или революционизирования производства с целью его постоянного перевода на более эффективный уровень функционирования через внедрение инновационных (технических, научных, технологических, организационных или управленческих) достижений. Современное эффективное предпринимательство не может существовать без умения оперировать капиталом или управлять финансами, соединения и комбинирования факторов производства в условиях рынка, ориентации на извлечение максимально возможной в данных условиях прибыли, умения принять риск, особой системы управления, способности вписаться или приспособиться к меняющимся экономическим условиям, угадывания или прогнозирования изменений в потребностях рынка, восприимчивости к инновациям и многого другого.
Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Но в процессе своей деятельности предприниматель вынужден взаимодействовать с потребителем, с государством, с наемными работниками, с партнерами по бизнесу. Все названные категории также отно-
19
сятся к субъектам предпринимательской деятельности (рисунок 2).
Наемный работники)
Рисунок 2. Субаекты предпринимательской активности.
Не менее важное значение имеет категория "объект предпринимательской деятельности", именно с ним обычно связана предпринимательская идея. Объект предпринимательской активности - товар, продукт, услуга, то есть то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления. Предпринимательская деятельность имеет и свою цель. Она сводится к извлечению предпринимательского дохода через производство и поставку на рынок товаров, а также к общественном)' признанию, осознанию предпринимателем своей значимости как личности. Всякий предприниматель выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей, если речь идет о действительном феномене предпринимателя. В российской практике определение "предприниматель" дается каждому человеку, вступившему или вступающему в сферу деловой активности. Для страны, находящейся в состоянии глубокого кризиса, это справедливо. Эффективность осуществления предпринимательской деятельности возможна лишь при наличии определенной общественной ситуации - предпринимательской среды, которая включает в себя, прежде всего, рыночную систему отношений, личную свободу предпринимателя, то есть возможность принимать такое решение, которое, с его точки зрения, будет наиболее эф-
- Київ+380960830922