ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................................3
РАЗДЕЛ I. МЕСТО И РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В СИСТЕМЕ БАЗОВЫХ ИННОВАЦИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ............................... 13
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ....................................... 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................«...............133
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................137
2
Введение
Развитие современного производства все более сталкивается с ограниченными возможностями природы к самовосстановлению, что влечет за собой локальную, а затем глобальную экологическую катастрофу. Масштабы переживаемого человечеством экологического кризиса хорошо известны, также хорошо известно, что экологический кризис в современной России носит особенно острый характер 1.
Сегодня можно с сожалением констатировать пассиз-ность экологического сознания российских граждан. Так, по данным социологического исследования Института Гэллапа и Института социологии Российской Академии наук, проведенного в 1992 году, осознание ответственности граждан за сохранение окружающей среды в нашей стране з 2,4 раза меньше, чем в экономически развитых странах, а степень участия россиян в работе экологических организаций оказалась в 2,8 раза ниже среднего показателя более развитых государств2.
До недавнего времени экологическое образование и воспитание осуществлялось в основном специалистами ес-
1 См., напр.: Доклады Римского клуба, а также кн.: Проблемы экологии России. М., 1994.
2 См.: Дзнлал Р.Э., Гэллап Д.Г., Гэллап А.М. Здоровье планеты // Со-цис. 1992. № 12. С. 29-30.
3
тиворечий: между опережающим, по сравнению с реально существующими общественными потребностями, развитием системы образования и развитием производства и общества в целом, с одной стороны, и внутреннем противоречии, присущем самой системе образования, между ее текущими и перспективными социальными функциями - с другой 1.
Сегодня в обществе существуют определенные центробежные тенденции, связанные с ликвидацией многих социальных институтов. А поскольку новые пока не появились, то возникла ситуация, которую Эмиль Дюркгейм назвал аномией, то есть жизнью без легитимизированной системы правил и норм, в которой система образования оказалась одной из самых незащищенных.
Самое опасное в нынешней ситуации российского общества - усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян. Меняются ориентиры государства и отдельных людей, идет интенсивная ломка нравственных норм, духовных ценностей и идеалов, многие не видят смысла трудиться, соблюдать общественные нормы. Потеря цели и смысла жизни огромным числом людей воспринимается как личная трагедия, ведет к утрате целеустремленности и широкому распространению агрессивности2.
1 Филиппов Ф.Р. Социология образования. М., 1980. С. 16,17.
2 Человек и образование в современной России: Социологические очерки. Сб.статей /Под ред. Л.А.Вербицкой, В.Т.Лисовского, В.Т.Пуляева. СПб., 1998. С.15.
14
Общий кризис з стране вызвал кризис и в системе образования. Высшая школа России оказалась сброшенной в нелегкие будни реальности: многие руководители не
склонны проявлять к ней особого внимания. Правда, некоторые признаки реального духовного выздоровления высшей школы России можно наблюдать. Они проявляются в том, например, что, в конце концов, хотя и частично, она смогла защитить свои интересы, и с каждым днем все больше специалистов высшей школы осознают ту совершенно очевидную истину, что без интеллектуального вклада высшей школы в решение экономических, социальных и правовых проблем России из кризиса не выйти. Духозное же выздоровление высшей школы явится признаком духовного выздоровления общества 1.
Эта мысль отчетливо прозвучала в материалах первой международной конференции университетов стран СНГ и Балтии в марте 2000 г. Ректор Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова В.А. Садовничий отметил, что, несмотря на все трудности, за последние годы не сократилось, а, наоборот, возросло количество подготовленных вузами специалистов, и самое главное - не удалась попытка приватизировать вузы. Вопреки прогнозам, вузы относительно безболезненно пережили введение обучения по контрактам. В два раза выросла аспирантура. Вузы добились некоторой автономии, стали субъектами хозяйственной деятельности. На 25% увеличилось число студентов, принятых на гума-
• См.: Социология молодежи /Под ред. В.Т.Лисовского. СПб., 1996.
15
- Київ+380960830922