Ви є тут

Ментальность в закрытых социальных пространствах

Автор: 
Грабельных Татьяна Ивановна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2001
Артикул:
269887
179 грн
Додати в кошик

Вміст

1
СТРУКТУРА РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ...................................................4
РАЗДЕЛ 1: СУЩНОСТЬ И ПРОЯВЛЕНИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ..............27
ГЛАВА 1. МЕНТАЛЬНОСТЬ: КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЕНИЯ,
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ПОДХОДЫ.............................27
ГЛАВА 2. ОНТОЛОГИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ..........................70
РАЗДЕЛ 2: ЗАКРЫТЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
И ЗАКРЫТЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА........................94
ГЛАВА 1. С01 {НАЛЫ 1АЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, ГРАНИЦЫ.
ПОНЯТИЕ «ЗАКРЫТОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»....................94
1.1. Сложные системы: доминирующие парадигмы...........94
1.2. Социальная система и ее структура................115
1.3. «Закрытая социальная система» в интерпретации Н. Лумана
и ее интерпретациях...................................128
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВА1 ГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ И ЗАКРЫТЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВ.............................................142
2.1. Социальное пространство: классический и альтернативный подходы...............................................142
2.2. Механизм функционирования закрытых социальных систем
и закрытых социальных пространств в философии М. Фуко.166
ГЛАВА 3. СИСТЕМА МВД РОССИИ, ЕЕ ИНСТИТУТЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПАРАДИГМЫ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК «ПРОСТРАНСТВО - СИСТЕМА»................................201
2
3.1. Основы социологического познания системы МВД России,
ее институтов и образовательных учреждений............201
3.2. Понятие методологии научного исследования проблемы ментальности в закрытых социачьных пространствах....221
РАЗДЕЛ 3: ПРИРОДА МЕНТАЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ...........................224
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ И СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД РОССИИ..................224
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ И КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ ....240
ГЛАВА 3. ВОПРОСЫ УСТОЙЧИВОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МВД РОССИИ И НАУЧНОГО
СТАТУСА КОНКРЕТНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.....................................................257
3.1. Социальный и научный статус, проблема устойчивости и образовательные учреждения МВД России. Ментальность как фактор устойчивости социального статуса образовательного учреждения МВД России и научного статуса конкретного социологического исследования..................................257
3.2. Модель социологического исследования ментального потенциала образовательных учреждений системы МВД
(на примере Восточно-Сибирского института
и Санкт-Петербургского университета МВД России)................266
3.2.1. Общая характеристика исследования «Модель взаимоотношений
в системе высшего профессионального образования МВД России» ....269
3.2.2. Специфика исследования ментального потенциала образовательных учреждений системы МВД России
по модельному принципу..........................................310
55
ным и профессивным ходом истории все предшествующие эпохи био- и социоэволюции мира, а Дух возникает лишь на завершающей стадии развертывания телесных потенций природы и выполняет функцию се рациональной самоорганизации, саморегуляции; то во втором - филогенез человека связан с перманентным порождением, креацией Духа, а не с объективным характером развития мира [314, с.4]. При гаком подходе человек взирает на мир, который сам же и творит, т. е. акцент делается на самодетерминированность субъекта, тема ментальностей связывается с темой Духа (выводы автора опираются на русскую религиозно-идеалистическую философию). «Ментальная реальность», «ментальная ситуация», «ментальный тип», «ментальная структура» раскрывают концепцию ментальности автора. Жизненной проблемности, на наш взгляд, при этом не наблюдается. Данная работа впервые в отечественной мысли раскрывает определенный генезис ментальности: астральная ментальность - антропная ментальность - социальная ментальность - телесная ментальность и всеединство. Астральная ментальность и ее структура, астральный субъект рассматриваются в контексте космогенеза; антропный субъект и структура антропной реальности в контексте антропогенеза; социальный субъект и структура социальной ментальности в контексте социогенеза; телесный субъект и структура телесной ментальности в контексте при-родогенеза. В контексте апологий иерархического человека исследуется иерархический человек и его всеединство. Генезис ментальности выглядит следующим образом [314, с.333].
«Астральная ментальность» представляет символическую форму ментальности. Здесь нет принципиальной разницы между символом, свободой и субъектом: «в самом предельном виде субъект может быть понят как ментальный синтез символа и свободы» [314, с.69]. Структура астральной ментальности включает в себя актуализированное трансцендентное (символическое, космическое) сознание - бессознательное и зри формы потенциального сознания - бессознательного: эвалюативную (протоценнос гную, протоан-
56
тройную), прескриптивную (протонормативную и протосоциальную), дескриптивную (проторациональную, прототелесную). Астральная ментальность является первичной формой человеческого сознания. Антропная ментальность основана на ценностном общении. В ментальность антропного субъекта входят: антропное (ценностное) сознание; ложное антропное посткосмиче-скос (псевдосимволическое) сознание; космическое (символическое) бессознательное |314, с. 163]. Структура антропной ментальности (интерсубъективного сознания) определяется родовым способом существования. Социальная ментальность или сознание социального субъекта есть симбиоз истинного прескриптивного (нормативного, социального) сознания и двух ложных форм сознания: иссвдотрансцендентиого (псевдосимволического, псевдо-космического) и псевдоэвалюативного (псевдоценностного, псевдоантропно-го) [314, с.240]. Социальная ментальность определяется автором как вторая производная или удвоенная вложенность ментального вакуума «Абсолютного Субъекта» [314, с.94]. Следующий этап в эволюции ментальности - «телесная ментальность» (сознание телесного субъекта). Она представляет собой симбиоз истинного дескриптивного (рационального, телесного) сознания и трех ложных форм сознания: псевдотрансцендентного (пссвдосимволиче-ского, псевдокосм ического), псевдоэвалюативного (псевдоценностного, псевдоантропного) и псевдопрескриптивного (псевдонормативного, псевдо-социального) [314, с.332]. В структуре этого типа ментальности (ментальности астрально-социально-телесного субъекта) содержится три формы сознания: символическое, нормативное, рациональное, а также потенциальное антропное бессознательное. Структура ментальности телесного субъекта с выходом на посттелесное (пострациональное) бессознательное охватывает многие важные смысловые единицы: символы, ценности, нормы, знания, постзнания; сознание и бессознательное. В данной работе они выступают в «чистом» виде, по как «работают» в практической области? Вопрос так и остается открытым.