Ви є тут

Интеграция инвалидов в российское общество

Автор: 
Петросян Владимир Аршакович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2011
Артикул:
302978
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение..........................................................3
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ ИНВАЛИДОВ В ОБЩЕСТВО
1.1. Теоретические основы сущности и содержания понятия «интеграция инвалидов в общество».......................................21
1.2. Методология социологического анализа интеграции
инвалидов...................................................56
1.3. Объективные и субъективные условия эффективности интеграции инвалидов в общество........................................76
Глава И. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВО ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
2.1. Социально-правовые нормы международного, российского и регионального законодательства, регламентирующие интеграцию инвалидов............................................................................111
2.2. Конкретно-историческая обусловленность восприятия интеграции инвалидов...................................................137
2.3. Деструктивные элементы социальной среды интеграции инвалидов...................................................156
Глава III. ИНТЕГРАЦИЯ ИНВАЛИДОВ В СОЦИУМ МОСКОВСКОГО МЕГАПОЛИСА: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
3.1. Повседневная жизнедеятельность города Москвы как условие
процесса интеграции инвалидов.................................177
3.2,Оценка инвалидами качества социальных услуг как фактора их
интеграции....................................................216
З.З.Отраженис практики интеграции инвалидов в материалах средств массовой информации.........................................237
Глава IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В МОСКВЕ КАК ФАКТОР ИХ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
4.1. Особенности социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве.............................261
4.2. Организационные формы и технологии интеграции инвалидов в общество....................................................284
Заключение......................................................306
Библиография....................................................319
2
I
Введение
Актуальность темы исследования. Исследование процесса интеграции, разработка его принципов, механизмов, ключевых направлений, практическое решение задач интегрирования в общество лиц с ограничениями жизнедеятельности можно отнести к числу наиболее важных проблем социологии.
В процесс интеграции включены все члены общества, все социальные общности, независимо от возраста, образования, состояния здоровья, этнической и социальной самоидентификации, социального статуса. Вместе с тем реальная практика демонстрирует постоянную или спорадическую изоляцию некоторых социальных групп, их маргинализацию и даже эксклюзию. В первую очередь эти явления затрагивают индивидов, которые ввиду ограниченных возможностей здоровья не могут выполнять типичные для общества виды деятельности.
Несмотря на предпринимаемые усилия, уровень их интеграции остается по-прежнему низким, социальная активность и профессиональная самореализация, социальные и семейные сценарии деформируются ограничениями, налагаемыми дефектами здоровья.
Инвалиды, или лица с ограниченными возможностями здоровья -социальная общность, члены которой, ввиду ограниченности своих физических, сенсорных, интеллектуальных и прочих возможностей, связанных с состоянием здоровья, нуждаются в организации специальных процессов и социальных технологий для полноценного существования.
Инвалиды, номинально обладающие всей полнотой прав человека, признаваемых современным общественным сознанием, наделены «достоинством, присущим всем членам человеческой семьи», что является основополагающим принципом эгалитаризма Всеобщей Декларации прав человека. Инвалиды должны быть интегрированы в социальную действительность, однако они в той или иной степени подвергаются социальной эксклюзии.
Процесс социальной интеграции является атрибутивной чертой социальной реальности, генетическим детерминантом системного единства общественной жизни. Этот процесс можно понимать в двух значениях: 1) в функциональном - как процесс преобразования относительно самостоятельных или слабо связанных между собой субъектов (индивидов, групп, институтов) в самодостаточную целостную систему; 2) в технологическом - как процесс установления и создания оптимальных связей между социальными субъектами с целью гуманизации общественной жизни гармонизации общественных отношений*".
При анализе интеграции такой подвергнутой социальному исключению группы, как инвалиды, отечественные ученые обращаются к характеристике процесса в целом. Так, исследуя процесс интефации в общество людей с инвалидностью, В.С.Ткаченко делает центром своего рассмотрения интефацию общества в целом: «Интефация общества как процесс
формирования новых социальных систем требует равноправного участия всех составляющих это общество субъектов, соблюдающих свои индивидуальные и групповые интересы»25.
Однако чаще исследователи прибегают к узкой трактовке данного понятия. Нередко интефация трактуется учеными как достижение гармонии и отсутствие противоречий: «Социальная интеграция подразумевает наличие упорядоченного бесконфликтного отношения между социальными деятелями»24. В данном положении представление об интеграционном структурировании, в ходе которого достигается кристаллически четкая система элементов, не вытекает из смысла термина: в точном переводе с латыни это слово обозначает восстановление, восполнение, объединение в единое целое каких-либо частей - но представление о бесконфликтности
22 В.Судаков. Социальная интеграция как онтологический процесс и категория социологической теории / Доклад на конференции «Социальная инторация и социальное неравенство в контексте современных общественных трансформаций в теоретическом ракурсе» // Социология: теория, методы, маркетинг. - Киев, 2008,№4. -С. 212.
21 Ткаченко B.C. Интеграция в российском обществе людей с инвалидностью. Автореферат дисс. доктора
соцнол. наук. - Ставрополь, 2007.
2-1 Моздокова Ю.С. Коммуникативно-деятельностный подход к интеграции инвалидов: социальнокультурный аспект/Дисс. ... на соискание ученой степени доктора пед. наук. - М., 2006. - С. 42.
33
возвращает нас к понятию механической солидарности. Бесконфликтность возможна только в условиях неразличимой идентичности социальных единиц, а объединение в единое целое предполагает не хаотическую совокупность отдельных, неупорядоченных явлений или элементов, а именно систематизацию, иерархию, обеспечение возможности организованного содействия.
Л.В.Мардахаев сводит социальную интефацию к групповой сплоченности в ее исторически традиционном понимании, трактуя ее как «степень привязанности членов фуппы друг к другу»25.
В вопросах исследования интеграции инвалидов наблюдается значительный разброс направлений. Так, авторы одного из первых в нашей стране пособий для подготовки специалистов по работе с детьми-инвалидами рассматривают интеграцию как процесс объединения в целое ранее разрозненных частей, демонстрируя тем самым общенаучный подход без дифференциации в соответствии с акторами интефации26.
По мнению 3.И. Леон гард, это «свободное, без комплексов, естественное состояние и поведение людей, знающих о своих трудностях ... инициативность в общении, умение самостоятельно решать свои проблемы, уважительное отношение к другим, готовность прийти на помощь и принять ее»27. Таким образом, автор не только анализирует данное понятие с точки зрения скорее не процесса интефации, а его результата - интефированности в общество (групповое сообщество), но и применяет сугубо социальнопедагогический подход, указывая на индивидные качества, позитивно оцениваемые и желательные в межличностном общении.
Л.В. Василенко полагает, что «под иитсфацией следует понимать не только вселение инвалидов в среду здоровых людей, но и весь комплекс
25 Словарь но социальной педагогике / автор-сост. Л.В.Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 277.
‘6 Астапов В.М., Лебединская О И., Шапиро Б.Ю. Тсорстико-.мстодологичсскис аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. -М., 1995.
27 Леонгард Э.И. Неслышащие дети в мире слышащих // Особый ребенок: Исследование и опыт помощи. - М., 1998.