Ви є тут

Особенности социальной поддержки мужчин в России на рубеже XX - XXI вв. : На примере Алтайского края

Автор: 
Костенко Максим Александрович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
270286
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования кризисов у мужчин
1.1. Методология и методика анализа кризисов у мужчин
1.2. Основные теоретические направления исследования кризисов у мужчин
Г лава 2. Социологическая концепция жизненных сил человека как основа изучения и формирования системы социальной поддержки мужчин трудоспособного возраста
2.1. Понятия «кризис» и «кризисное вмешательство» в контексте виталистской социологии
2.2. Организационные и нормативно-правовые основы оптимизации мер социальной поддержки жизненных сил мужчин трудоспособного возраста
Глава 3. Технологии социальной поддержки мужчин трудоспособного возраста
3.1. Особенности сопряженности жизненных сил мужчин трудоспособного возраста и адекватных технологий их социальной поддержки
3.2. Алтайский краевой кризисный центр для мужчин как инновационная форма организации социальной поддержки мужчин трудоспособного возраста региона Заключение
Библиографический список Приложение
ВВЕДЕНИЕ
з
Актуальность темы исследования. Современные трансформации социально-экономического, социально-политического, социально-культурного уклада жизнедеятельности мировою сообщества в целом, а российского особенно, обусловливают неоднозначные изменения социального статуса мужчин и женщин в современном обществе, а также социальных репрезентаций и ролевого набора гендерных конструктов "мужественности" ("маскулинности") и "женственности" ("феминпостн"). По мнению многих исследователей, если понимание "женственности" и ролевые ожидания, соответствующие данному конструкту, изменяются постепенно, то для изменения мужской роли в обществе как зарубежные, так и отечественные исследователи все чаще употребляют понятие "кризис". В какой-то степени это связано с тем, что самоутвердиться в профессиональной и семейной сферах для мужчины становится в современном обществе сложнее. В частности, традиционная мужская гендерная роль, наделяя мужчину стремлением к лидерству, властностью, обязанностью быть успешным, в то же время способствует проявлению его социальной и психической уязвимости, ведет к физическим перегрузкам, психологическому стрессу, соматическим проблемам здоровья и т.п.
Подтверждением этому служит увеличившееся за последние годы количество инфарктов у мужчин, случаев язвенной болезни желудка и других психосоматических заболеваний, повышение алкоголизации, рост самоубийств, снижающийся показатель средней продолжительности жизни, в основном за счет летального травматизма, гибели во время или после участия в экстремальных событиях (например, боевые действия, ликвидация аварии на ЧАЭС и др.) и т.п. Все это свидетельствует о необходимости повышения эффективности социальной поддержки мужчин, особенно мужчин трудоспособного возраста.
17
ограничений, свойственных женскому полу. Сущность же, природа и предназначение мужчины лишь изредка оказываются сужены рамками специфики пола. Эта двойственность в подходе лежит сегодня в основе современных трудов.
На сегодняшний день существует несколько подходов к определению маскулинности:
- маскулинность как биологически обусловленная тенденция к исполнению ролей кормильца и защитника (Hare and Hare);
теории маскулинности, которые настаивают, что мужественность конструируется социально и происходит это само собой. Здесь важно сосредоточить внимание на том, что мешает мужчинам эффективно исполнять свою роль, т.е. данные теории маскулинности не учитывают взаимодействия мужской роли с теми структурными ограничениями, которые загоняют мужчин в рамки разрушительного образа жизни ( Franklin, Majors, Steples);
- маскулинность как постоянно идущий процесс. Выходя за рамки статической теории половых ролей и редукционистской концепции патриархата, которая рассматривает мужчин как недифференцированную группу, притесняющую женщин, автор данной концепции - Р.Коннелл (331) считает, что в любой период истории есть конкурирующие типы маскулинности: i-осподствующие, маргинализированные, изгои. Маскулинность как способ доминирования (сложившийся социально-исторически) конструируется во взаимоотношении с разными формами мужской субординации и женского самосознания. Доминирование мужчин над женщинами сплачивает их, но мужчины по-разному относятся к этому превосходству и по-разному пользуются его плодами.
Давно было замечено, что поляризация полов в мужчине (равно как и в женщине) подавляет и убивает живое, блокирует раскрытие того, что заложено в человеке. Трудная работа по освобождению от этих идеологий отвечает интересам и мужчины, и женщины. Именно в этой
18
связи все чаще многочисленные западные и пока еще немногочисленные отечественные исследования, описывая соотношения полов, изменения мужской социальной роли в обществе, употребляют слово «кризис», а для исследователей и практиков различных областей социальной действительности становится актуальным осмысление истоков, причин нарастающего кризиса маскулинности как социального феномена, а также поиск возможных путей предотвращения и реабилитации данной проблемы. При этом дискурс ведется как о глобальном кризисе маскулинности - социальном конструкте, так и о конкретном проявлении кризиса в жизненной практике каждого конкретного мужчины как социального субъекта, проявляющегося на уровне индивидуальной и социальной субъектности личности мужчины.
Как правило, описание источников, причин, факторов, манифестаций кризисов у мужчин исследуется в рамках трех выделенных диссертантом подходов: во-первых, в контексте теорий детерминации глубинных социально-психологических факторов; во-вторых, как результат процесса патрнархатной гендерной социализации мужчины; в-третьих, как следствие противоречий между требованиями доминирующих властных практик в публичной и приватной сферах гендерной системы общества и трансформирующейся мужской социальной ролью. Данные подходы не являются взаимоисключающими, напротив, они взаимополагают, взанмодополняют и продолжают друг Друга.
Исследования, касающиеся глубинных психологических детерминант кризисов у мужчин, в основном связаны с психоаналитической исследовательской традицией. Одной из базовых единиц анализа здесь выступает потребность мужчин умалять значение женщины, которая сравнительно сильнее, чем соответствующая потребность у женщин (103, 124, 294, 304). Во многом это связанно с мужской неспособностью к материнству, которая ощущается мужчинами