Ви є тут

Влияние рок-музыки на формирование стиля жизни российской молодежи

Автор: 
Ковальчук Инна Валерьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
270773
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Ковальчук, Инна Валерьевна
Влияние рок-музыки на формирование стиля жизни российской молодежи [Электронный ресурс]: Дис.
... канд. социол. наук: 22.00.01 - М.: РГБ,
2005 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)
Теория, методология и история социологии
Полный текст:
ІіВДр: / /сіібб . гэ1. ги/сіізз/02/0293/020293048 .рсі£
Текст воспроизводится по экземпляру, находящемуся в фонде РГБ:
Ковальчук, Инна Валерьевна
Влияние рок-музыки на формирование стиля жизни
российской молодежи
Москва 2002
Российская государственная библиотека, 2005 год (электронный текст).
11
Объект исследования - стиль жизни молодежи.
Предмет исследования - место и роль рок-музыки в процессе формирования стиля жизни российской молодежи.
Теоретико-методологическая основа и источниковая база иссле-довавания
Общетеоретическими и методологическими основами изучения проблем культуры, искусства, молодежи являются труды зарубежных и отечественных философов, социологов, психологов. В качестве теоретических источников в рамках изучаемой темы использованы работы: Платона, Аристотеля, Ж. - Ж. Руссо, Г. Гегеля, Ф. Шиллера, К. Маркса, Ф. Энгельса, Э. Тойлера, Ортега - и - Гассет, К. Яспера, А. Лосева, Ю. Котмана, Д. Тэрнэра, К. Леви-Стросса, М. Кагана, И. Тэна и др.
При анализе социокультурных явлений молодежной культуры и субкультур автор опирается на труды: М. Вебера, Г. Зиммеля, Р. Парка, П. Сорокина, М. Титмы, М. Руткевича, Т. Чередниченко, В. Лысовского, Ф. Минюшева, Т. Кухтевич, Ю. Давыдова, В. Добренькова, В. Добрыниной, Л. Дробышевой, Ю. Волкова и др.
Большое значение для диссертационного исследования имели работы авторов, как прошлых десятилетий, так и современных, занимающихся социологией музыки, рок-музыки. Это труды: Т. Адорно, С. Фриза, А. Луначарского, М. Когана, Б. Астафьева, А. Сохора, А. Богдановой, И. Набока и др.
Исследуя стиль жизни молодежи, диссертант опирался на работы: П. Бурдье, В. Чупрова, В. Ядова, О. Максимовой и др.
В работе использованы системный социологический, эволюционный, цивилизационный, деятельностный и аксиологический подходы. При этом значительное внимание уделялось сравнительно-историческому анализу. Использовались общенаучные, философские и социологические методы, в том числе количественного и качественного статистического анализа.
Эмпирическая база диссертации определена в соответствии с целями и задачами исследования. В работе использованы данные официальной статистики, законодательные акты Российской Федерации в сфере культуры и молодежной политики, публикации в СМИ. Основой работы являются материалы социологических исследований выполненных автором: во-первых, на социологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, по теме «Рок - музыка как социальное явление». В процессе исследования было опрошено более двухсот студентов и аспирантов гуманитарных факультетов в 1996 - 1997 годах.
Во-вторых, автором проведены социологические опросы во время работы на телеканале ТВ-6 в программе «МузОбоз» и телеканале ОРТ в программе «Армейский магазин» в 1999 - 2001 годах, в которых опрашивались рок-музыканты, исполнители песен, организаторы шоу и зрительская аудитория. В опросах приняли участие более тысячи респондентов.
В-третьих, регулярно применялся метод включенного наблюдения за поведением молодежи в различных формальных и неформальных институтах организации досуга (дискотеки, концерты, клубы и т. д.).
В работе также использовался аудио и видео материал по исследуемой проблеме.
Научная новизна работы состоит в следующем:
• Раскрыты свойства рок-музыки, как средства социального и социально-психологического воздействия.
• Выявлено содержание социальных функций рок-музыки, их место и роль в формировании стиля жизни молодежи.
• Даны содержательные характеристики стилей жизни молодежи, обусловленные воздействием рок-музыки.
• Сформированы методические принципы оценки суждений музыкальной аудитории о состоянии и влиянии рок-музыки на формирование молодежной субкультуры.