Содержание
Введение...................................................3
Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты исследования развития мотивационных факторов здоровья..............15
Раздел 2. Факторы, ухудшающие демографическое состояние в обществе............................................59
РазделЗ.Эмпирические исследования факторов оптимизации демографического процесса.............................95
Заключение...............................................144
Библиографический указатель..............................149
Приложения...............................................160
Введение
Актуальность темы исследования. Демографические проблемы существенно зависят от состояния общества как системы. В условиях российской действительности, ее трансформации и развития в нем рыночных отношений, изучение социально-экономических детерминант мотивации здоровья приобретает особые теоретические и практические значения из-за продолжающейся на рубеже веков демографической депрессии в стране.
Сегодня, по данным ООН, Россия занимает одно из последних мест по показателю естественного прироста (- 0,6 процентов в среднем с 1993 г. по настоящее время) и входит в число стран с самой низкой рождаемостью. Этот факт подтвержден и итогами Всероссийской переписи населения 2002 г. Вот некоторые предварительные данные Госкомстата РФ. Численность населения 145,2 млн. человек; из них граждан РФ 142,4 млн. человек, постоянно проживающих иностранцев 2,8 млн. (всего 145,2 млн.), что по РФ на 4,6 млн. меньше, чем в 1989 г. (то есть по сравнению с итогами предыдущей переписи).
В официальном документе пресс-службы Госкомстата РФ отмечено также, что за указанное время число поселков городского типа в стране уменьшилось на 351, число сельских населенных пунктов сократилось на 11000 единиц. Конечно, имеются большие проблемы в половозрастной структуре населения, большой разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин, высокий уровень разводов, бездетность, малодетность И т.д.
Трудно, практически невозможно ожидать иных, более позитивных социально-демографических показателей без решения проблем развития мотивации здоровья личности во всей их системности и - взаимосвязи: Исследования этих проблем * является актуальнейшей сферой социологии.
соответствия между внутренними ориентациями личности и внешними условиями, их реализующими, не наступает, то актуализированная потребность положительно не удовлетворяется, а поэтому в мотив не переходит. Творческая активность личности- зависящая от ее личного потенциала, находит свое выражение и- развитие только тогда, когда находит условия своего удовлетворения.
Такими условиями* могут быть как вещественные (орудия труда и средства, производства), социально-организационные, личностные (образовательный; профессиональный; культурный уровень) условия, так и характер труда, его результаты и т.д. ( см. 130, с 27-30 )
Известно, что способность вне деятельности существует лишь в виде потенции, цели, потребности в производстве. Способность есть потенциальная деятельность, ее актуализация наступает в процессе непосредственного труда.
Для нас важно выделить здесь эти два тесно связанных момента. Согласно первому, потенциальная деятельность отражает потребности. Второй момент состоит в том, что в процессе непосредственного труда соотносятся предмет и способности человека. Ведь решение экономических задач - не единственная цель общества. Экономическая-деятельность для предотвращения стяжательства, и безмерного потребительства нуждается в социальной коррекции. Равным образом предприимчивость и трудолюбие не означают отказа от гуманистических потребностей. В недавнем прошлом призывы хорошо трудиться, общие лозунги соседствовали с процессом отчуждения в трудовой-деятельности. Эти призывы не= означали фактического соединения общественной собственности. с работником, единства, интересов общества, коллектива и личности:
Для сокращения разрыва интересов личности, коллектива и общества работникам* надо вернуть цель и смысл трудовой-деятельности. Для этого, в первую очередь, требуется создание условий
для самореализации« в труде. Только тогда повысится уровень сознательности и нравственности; а с ними трудолюбие и отношение к
труду.
Неотъемлемыми элементами самореализации работника выступают:
1) определенный* объем; общеобразовательных, специальных, технических и экономических знаний;
2) представления: о целях труда и. ожидаемых его результатах, основанных на потребностях, интересах, мотивах работника;
3) умение совершать целесообразные действия орудиями' производства с помощью трудовых навыков;
4) трудовой* опыт, куда входят как практические, так и теоретические знания' о свойствах природных материалов и орудий производства, о технологических процессах.
По нашему мнению, самореализация- программируется не только организационными, технологическими условиями’ труда, требованиями' коллектива; и общества в целом; к профессиональным/ \л личностным; качествам- работника. Влияние этих качеств реализуется- через, используемые в трудовой деятельности- технические, экономические, общеобразовательные, гуманитарные знания, квалификацию, способности, трудовой опыт, привычки,- профессиональную память, через, потребности, социальные интересы.
Существование противоречий между перечисленными1 факторами и-ограниченными* возможностями удовлетворения потребностей и= реализации интересов работников приводит к тому, что они избирают путь, который в конечном счете ущербен как для них самих, так и для; общества.в целом. Ситуации фрустрации, неосуществленных надежд при» недооценке трудового фактора- при;незащищенности опорных интересов значительной части нашего общества: нередко связаны, с теми г парадоксами; массового поведения, свидетелями которых мы являемся. (Это, в частности; факты радикализма).
- Київ+380960830922