Ви є тут

Неформальные механизмы снижения издержек трансакций на региональных рынках : Социологический анализ

Автор: 
Серебряков Евгений Александрович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
276004
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение..................................................................3
1 Глава. Теоретические и методологические подходы к анализу
издержек трансакций в контексте экономической социологии..................11
1. ]. Основной элемент взаимодействия бизнеса и власти (трансакция).......11
1.2. Издержки осуществления трансакций предпринимателем...................21
1.3. Социальные отношения в организации как формы снижения
издержек трансакций.......................................................37
1.4. Бюрократия как социальная группа государственного механизма
регулирования издержек трансакций ........................................55
Выводы ...................................................................69
2 Глава. «Внешний» характер писаных правил и снижение издержек трансакций................................................................71
2.1. Производство и воспроизводство легальности...........................71
2.2. Блат, знакомство и ритуалы присутственных мест.......................86
2.3. Неформальные взаимоотношения властных агентов и бизнеса
на примере Хабаровского края.............................................101
Выводы ..................................................................139
Заключение ..............................................................142
Библиография............................................................145
Приложения ..............................................................157
Введение
В настоящий момент в России происходят глубокие изменения во взаимодействии социально-экономических организаций и властных структур. Причем, если на начальной стадии преобразований государственной власти (начало - середина 90-х г.г. XX века), экономическим организациям фактически была предоставлена полная свобода действий, которая подразумевала уход власти из реальной экономики, а также самостоятельная защита бизнесом своих прав и интересов, когда предприниматели фактически были вынуждены обращаться в коммерческие охранные структуры для защиты своих прав и интересов.
Актуальность темы исследования. В конце 90-х годов XX века начинается усиление роли властных структур в стране, в результате чего происходит рост влияния государства на бизнес, отсюда рост трансакционных издержек, которые ложатся на бизнес. Возрастает количество неформальных институтов и практик, на основании которых бизнес «обязан» вести себя с государственной и муниципальной властью.
Если взять за основу теорию институциональных изменений Д. Порта, то предпринимателя можно трактовать как владельца прав собственности, ведущего отбор требуемых для хозяйственной деятельности институтов на основе сопоставления издержек и выгод их использования. Региональные и местные органы власти представляются тогда в роли субъектов, решения которых оказывают существенное влияние на объем ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении субъектов хозяйствования. Это превращает данные решения в составную часть «пучка» прав собственности, ограничивающую сроки, направления, характер использования ресурсов (прежде всего труда и земли) региона. При этом с позиции теории общественного выбора структура функций региональной и местной администрации и интересы лиц, ее представляющих, признаются важнейшим фактором, определяющим принимаемые решения и превращающим их в объект торга с бизнесом.
1) права собственности определяют, какие издержки и вознаграждения могут ожидать агенты за свои действия;
2) переструктуризация прав собственности ведет к сдвигам в системе экономических стимулов;
3) реакцией на эти сдвиги будет изменившееся поведение экономических агентов.
Теория прав собственности исходит из базового представления о том, что любой акт обмена есть по существу обмен пучками правомочий.
По словам Г. Демсеца: «Когда на рынке заключается сделка,
обмениваются два пучка прав собственности. Пучок прав обычно прикрепляется к определенному физическому благу или услуге, но именно ценность прав определяет ценность обмениваемых товаров... Экономисты обыкновенно принимают пучок прав как данный и ищут объяснение, чем определяются цена и количество подлежащего обмену товара, к которому относятся эти права».1'’
Чем шире набор прав, связанных с данным ресурсом, тем выше его полезность. Так, собственная вещь и вещь, взятая напрокат, имеют разную полезность для потребителя, даже если физически они совершенно идентичны.
Экономические агенты не могут передать в обмене больше правомочий, чем они имеют. Поэтому расширение или сужение имеющихся у них прав собственности будет приводить также к изменению условий и масштабов обмена (увеличению или уменьшению числа сделок в экономике).
В качестве исходного пункта анализа западные теоретики обращаются обычно к режиму частной собственности. Право частной собственности понимается ими не просто как арифметическая сумма правомочий, а как сложная структура. Ее отдельные компоненты взаимно обуславливают друг друга. Степень их взаимосвязанности проявляется в том, насколько ограничение какого-либо правомочия (вплоть до полного его устранения) влияет на реализацию собственником остальных правомочий.
Высокая степень исключительности, присущая частной собственности, имеет два поведенческих следствия:
1) исключительность права (usus fructus) предполагает, что на собственника и только на него падают все положительные и отрицательные результаты осуществляемой им деятельности. Он поэтому оказывается, заинтересован в максимально полном их учете при принятии решений;
2) исключительность права отчуждения означает, что в процессе обмена вещь будет передана тому экономическому агенту, который предложит за нее наивьтешую цену, и тем самым будет достигнуто эффективное распределение ресурсов в экономике.3"
Защита системы частной собственности западными экономистами покоится именно на этих аргументах об эффективности. Точное определение содержания прав собственности они считают важнейшим условием эффективного функционирования экономики.
Исключить других из свободного доступа к ресурсу означает специфицировать права собственности на него.
Спецификация прав собственности способствует созданию устойчивой экономической среды, уменьшая неопределенность и формируя у индивидуумов стабильные ожидания относительно того, что они могут получить в результате своих действий и на что они могут рассчитывать в отношениях с другими экономическими агентами. Специфицировать право собственности значит точно определить не только субъекта собственности, но и ее объект, а также способ наделения им.
Неполнота спецификации трактуется как размывание (attenuation) прав собственности. Смысл этого явления можно выразить фразой - «никто не станет сеять, если урожай будет доставаться другому».13
Размывание прав собственности может происходить либо потому, что они неточно установлены и плохо защищены, либо потому, что они подпадают под разного рода ограничения, главным образом со стороны государства.
Поскольку любые ограничения перестраивают ожидания экономического агента, снижают для него ценность ресурса, меняют условия обмена, постольку действия государства оказываются у теоретиков прав собственности под априорным подозрением.
19