Ви є тут

Единство искусства и техники. Теория и практика предметных мастерских Баухауза : 1919-1933

Автор: 
Королева Анастасия Юрьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
278302
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление:
Введение......................................................................2
Глава 1. Идейные основы, цели и задачи Баухауза как учебного заведения нового типа. Организация учебного процесса...........................................24
Основание школы. Манифест...............................................24
Ремесло как основа учебного процесса....................................29
Глава 2. Формирование, роль, значение н характер мастерских в историческом
развитии школы................................................................38
Периодизация............................................................38
Фаза образования...................................................... 40
Фаза консолидации.......................................................49
Фаза дезинтеграции......................................................70
Глава 3. Керамическая мастерская..............................................80
1919- 1923..............................................................80
1923-1925...............................................................91
Глава 4. Столярная (мебельная) мастерская................................... 99
1919-1923...............................................................99
1923-1925............................................................. 106
1925-1928............................................................. 114
1928 - 1930........................................................... 123
1930-1932............................................................. 127
Глава 5. Мастерская по обработке металла.....................................130
1919-1923............................................................. 130
1923-1925............................................................. 137
1925 -1928 ........................................................... 148
1928-1932............................................................. 153
Глава 6. Ткацкая (текстильная) мастерская. Женское отделение.................157
1919-1923............................................................. 157
1923-1925............................................................. 168
1925-1928............................................................. 174
1928-1930............................................................. 179
1930-1932............................................................. 187
Заключение............................................................... 192
Примечания............................................................... 210
Библиография................................................................234
1
Введение.
С произведениями художественных мастерских немецкого Баухауза тесно связана проблема формирования нового типа человеческой деятельности, возникшей во второй четверти XX века и называемой сегодня промышленным дизайном.
Баухауз - порождение Веймарской республики, крупный международный художественный центр довоенной Европы. Известная на весь мир школа архитектуры и художественного конструирования возникла сразу после окончания Первой мировой войны и Ноябрьской революции в Германии и была закрыта с падением республики и приходом к власти нацистов (1919 - 1933). Всего за 14 лет своего существования она оказала влияние на развитие искусства в XX веке, оставив заметный след в самых разнообразных областях: архитектуре, графике и живописи, театре и фотографии и, конечно же, прикладном искусстве и промышленном дизайне. Роль Баухауза, как художественного объединения, для развития культуры XX века действительно кажется нам сегодня удивительно многозначной.
Как явление культурной жизни Баухауз сыграл важнейшую роль в формировании образа искусства XX века, его новаторство проявилось, прежде всего, в следовании самым современным, подчас революционным художественным тенденциям того времени - архитектурные сооружения и многие произведения прикладного искусства, вышедшие из стен школы, давно уже стали классическими примерами авангардной культуры прошлого столетия. Во-вторых, с деятельностью Баухауза тесным образом связаны имена крупнейших представителей искусства первой половины XX века: в разное время в Баухаузе преподавали такие крупные мастера искусства, как Василий Кандинский, Пауль Клее, Йоханес Иттен, Оскар Шлеммер, Георг Мухе, Лионель Файнингер, Йозеф Альберс, Герхард Маркс и другие1, директорами школы были виднейшие архитекторы своего времени Вальтер Гропиус, Ханнес Майер и Людвиг Мис ван дер Роэ. Огромный интерес представляет и организация жизни сообщества учеников и педагогов
2
Обобщая историографический анализ современного состояния проблемы изучения художественных мастерских Баухауза в сегодняшней науке, мы можем констатировать немногочисленность специальных исследований не только напрямую, но даже и косвенно затрагивающих проблему деятельности мастерских школы. То есть, круг литературы, относящейся к непосредственно интересующей нас теме, довольно ограничен, при чрезвычайном обилии литературы, посвященной истории и деятельности школы в целом и проблемам дизайна вообще.
23
Глава 1.
Идейные основы, цели и задачи Баухауза, как учебного заведения нового типа. Организация учебного процесса.
Основание школы. Манифест.
Руководителем и собственно инициатором создания нового учебного заведения был уже сложившийся как архитектор, довольно известный к тому времени в авангардно настроенных кругах мастер - Вальтер Гропиус.
Основание «Государственного Баухауза» в апреле 1919 года явилось результатом слияния двух крупных учебных заведений Веймара (земля Тюрингия): бывшей Великогерцогской школы изобразительных искусств и бывшей Великогерцогской школы художественных ремесел, возглавляемой до начала Первой мировой войны известным бельгийским художником Анри ван де Вельде, а затем закрытой. Таким образом, уже самим этим слиянием было заложено сочетание двух важнейших составляющих педагогической деятельности этой художественной школы совершенно нового типа: академическая, связанная с традициями свободных изобразительных искусств, таких, как скульптура, живопись и графика, и сугубо прикладная, связанная с ремесленными традициями. То есть именно здесь впервые в рамках одного учебного заведения, для которого была разработана совершенно новая, нетрадиционная и непривычная для художественного образования того времени учебная программа, были объединены чисто творческая работа с практической деятельностью. Стоит отметить, что за годы существования школы реальная деятельность в ее стенах неоднократно сводилась к преобладанию то одной, то другой составляющей этой программы, как правило, в зависимости от предпочтений руководства школы в целом или отдельных мастеров в разных мастерских, до тех пор пока не было окончательно достигнуто равновесие. И хотя непосредственно в стенах Баухауза оно было достигнуто лишь к моменту его фактического закрытия, в
24