Ви є тут

Поиски стиля в немецкой архитектуре 1890-1940-х годов

Автор: 
Гнедовская Татьяна Юрьевна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2012
Артикул:
303163
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................................................7
Часть I. К новому стилю. Начало реформ
Глава 1. Исторические и художественные истоки реформ
Рождение Германской империи................................28
Учителя и предшественники..................................30
Английские художественные реформы как главный образец для
подражания.................................................39
Борьба с «безстильем»......................................48
Глава 2. Югендстиль. Первые опыты живописцев в архитектуре
На рубеже веков............................................63
Мюнхенский модерн - «стиль юности».........................69
Дармштадтский модерн - «документ немецкого искусства» 85
Веймарский модерн - стиль одного художника..................100
Художники модерна и «любители искусства»....................109
Конец югендстиля............................................113
Глава 3. Новый век и новое искусство
Перемены в политике и экономике.............................116
Нация, народ, новый немецкий стиль..........................122
К трезвости и целесообразности..............................129
Глава 4. Основные направлении и этапы реформ
Художественно-производственные мастерские...................137
Реформа образования.........................................141
Пропаганда хорошего вкуса. Выставки, музеи, книги, журналы... 146 111 Общенемецкая выставка прикладного искусства.
Дрезден, 1906.............................................. 152
«Дело Мутезиуса»............................................158
3
Создание Немецкого Веркбунда................................163
Часть II. Стилистические поиски 1900-1910-х гг. Жилая,
общественная и промышленная архитектура
Глава 5. Архитектура особняков............................ 169
Английский стиль. Херман Мутезиус...........................172
Народный стиль. Римершмид, Фишер, Пельциг...................175
Рациональный модерн. Анри ван де Вельде.....................181
«Ностальгический» неоклассицизм. Шультце-Наумбург, Науль,
Крайз.......................................................186
«Современный классицизм». Петер Беренс......................193
Глава 6. Жилье для рабочих. Города-сады
Зарождение массовой архитектуры в Германии..................201
Оппозиция «природа - город».................................210
Немецкое общество городов-садов.............................211
Город-сад Хеллерау - «модель счастливой жизни»..............215
Штаакен, Фалькенберг и другие...............................223
Глава 7. Театральное строительство
Начало театральной реформы..................................230
Театр как путь к новой архитектуре. Петер Беренс............235
Архитектура как путь к новому театру. Георг Фукс............239
Архитектура и театр как путь к новому синтетическому стилю. Анри
ван де Вельде...............................................241
Режиссер и архитектура. Макс Рейнхардт......................245
Театр как праздник искусства................................247
Народный театр или театр для народа.........................251
Театр как праздник жизни....................................254
От архитектуры театра к архитектуре сцены...................260
64
художников и их покровителей-меценатов стало создание нового искусства, нового человека и в конечном итоге - нового бытия. А результатом их совместной деятельности стал стиль, известный под разными именами, но неизменно включающий в свое название слова «новый», «молодой», «современный», «свободный»: стиль модерн - в России, ар-иуво (Art Nouveau) - во Франции и Бельгии, новое искусство (Modern Styl, New Art) - в Англии, стиль либерти (Liberty) - в Италии, сецессион (Secession) - в Австрии, и наконец, югендстиль (Jugendstil) - в Германии.
Новый стиль создавался не просто как альтернатива художественным поискам последних лет, но и как новая система жизнеустройства, а потому базировался на отрицании большей части прежних норм и установлений. «Своеобразие эстетического идеала модерна связано не только с его антибуржуазностыо [...], но и с тем, что модерн - антиофициальное течение, формировавшееся вопреки и вне покровительства официальных властей»*6, - пишет исследователь русской версии стиля Е. И. Кириченко. В искусстве рубежа XIX-XX веков реализовался протест «детей» против «отцов», непризнанных и одиноких -против маститых и преуспевших. Одновременно новый стиль таил в себе выпад против любых школ и методик, любых формальных доктрин, догм и границ, в том числе семейных, социальных, профессиональных и национальных.
Эти общие основания, на которых возрос новый стиль во всех европейских странах, предопределили принципиальное сходство всех его национальных версий. Однако в каждой из стран, где развивался модерн, имелись и свои специфические особенности.
86 Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. М., 1978. С. 314.
65
«Буржуа, гуманист и поэт - вот вам немец, весь как полагается»,87 -писал Томас Манн о поколении своих ровесников, к которому принадлежали создатели югендстиля. Особая склонность немцев к мечтательности, идеализму и поэтическому гуманизму вошла в поговорку задолго до этого. (Ницше не без иронии отмечал «чисто германское пристрастие ко всему, что зовется идеальным»88). Но на рубеже Х1Х-ХХ веков эти качества особо активизировались в немецкой молодежи, порицавшей поколение родителей за ограниченность и корыстолюбие.
При этом, если в художественной и интеллектуальной среде большинства европейских стран конец столетия воспринимался отчасти как «конец света» - «Одни ударились в декаденство, дебоширство и маргинальность, другие кончали жизнь самоубийством»,89 - то в Германии надежды были все-таки сильнее страхов и отчаянья. Гордость за недавние военные победы и упования, связанные с объединением страны, наполняли сердца молодых немцев небывалым оптимизмом и чувством ответственности перед будущим. Гуманистический пафос окрашивал все их планы и начинания. Поэтому в создании нового художественного стиля они видели масштабную гуманистическую миссию. А поскольку они были к тому же еще и «поэтами», то не сомневались в возможности исправить все социальные, нравственные, политические и экономические аномалии силами одного искусства.
Что касается «буржуазности», то о ней стоит поговорить особо. Не случайно Томас Манн ставит ее на первое место в перечне качеств типичного немца. Сразу оговоримся, что перевод этого слова с разных языков отчасти меняет и его смысл: «бюргерский» и «буржуазный» звучит
87 Манн Т. Волшебная гора. М; СПб., 1994. С. 395.
Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Собрание соч.: в 2-х т. Т. 1. С. 80.
89 Хиллер Б. Стиль XX в. М., 2004. С. 29.