Ви є тут

Социальное самочувствие в современном поликультурном российском обществе : на примере Кабардино-Балкарской Республики

Автор: 
Хамдохов Джамал Залимович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
278450
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ
1.1. Основные теоретические подходы к исследованию социального самочувствия населения
1.2. Исследование социального самочувствия россиян в условиях трансформирующегося общества
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ
В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1. Особенности социальной организации общества и социальное самочувствие
2.2. Культурное многообразие общества как фактор социального самочувствия
ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ НАСЕЛЕНИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
3.1. Специфика социального самочувствия населения Кабардино-Балкарии
3.2. Пути и средства формирования благоприятного социального самочувствия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Исследование социального самочувствия представителей различных социальных групп является одним из важнейших аспектов социологического анализа тенденций развития российского общества, поскольку позволяет оценить изменения, происходящие в общественном сознании и социальной структуре общества, выявить зоны социальной напряженности, а также изучить многообразные и противоречивые групповые представления о социальной жизни общества.
Являющееся характеристикой относительно устойчивого отношения людей ко всему происходящему социальное самочувствие оказывает воздействие на их мышление и поведение и в этом плане играет важную роль в формировании общественной атмосферы. В социальном самочувствии выражается общая тональность общественных настроений социальной группы, оно формируется в процессе проводимого людьми сопоставления возможностей удовлетворения своих потребностей, реализации интересов с аналогичными возможностями других. Причем важнейшая роль в процессе сравнения принадлежит групповым представлениям о справедливом распределении приоритетов социального вознаграждения, складывающимся под влиянием господствующих в общественной идеологии оценок социального статуса [127, с. 352].
Структура воздействующих на социальное самочувствие факторов достаточно сложна и включает в себя социачьные явления различных уровней, поэтому полное представление о социальном самочувствии может быть обеспечено лишь посредством всестороннего учета совокупности всех социальных воздействий. В связи с этим важным представляется исследование специфики социального самочувствия в многокультурном обществе, в социальном пространстве субъектов Российской Федерации с учетом особенностей каждого из них.
13
господствующих в обществе умонастроений, от соотношения положительных и отрицательных впечатлений, которые производят на людей ближайшее и более широкое социальное окружение, от того, какие перспективы открывает перед ними жизнь. Поэтому есть основания считать социальное сахмочувствие основой, субстанциональным ядром социального настроения, которое характеризует чувственное переживание людьми всего многообразия общественно значимых процессов и событий [9, с. 42].
Еще в начале прошлого века известный американский социолог Ч.Кули говорил о «деятельном социальном самочувствии», которое предполагает амбиции, чувство ответственности и самоуважения. Здесь же можно найти упоминания об упадке или угнетении социального самочувствия, в результате которого люди впадают в уныние, беспутство, отчаяние.
Термин «социальное самочувствие» появился в отечественной социологии в середине 80-х годов и до сих пор активно применяется для анализа жизнедеятельности субъектов.
Предпосылкой изучения социального самочувствия можно считать подход отечественных исследователей - психологов, философов и социологов -к общественному сознанию. Здесь можно отметить труды российских ученых начала XX в.: «Объективная психология» В.М. Бехтерева; «Учение о личности и настроениях» П.П. Викторова; «Текущий момент и текущая литература. (К психологии современных общественных настроений) Л.Н. Войтоловского и «Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии» Л.И. Петражицкого [14, 24, 26, 102]. Эти ученые внесли свой вклад в рассмотрение социально-психологических феноменов, в частности, общественного настроения.
Термин «общественное настроение» достаточно широко употребляется в отечественной науке и в общественной практике. Один из авторитетных словарей по социологии даст следующее определение: «Общественное настроение - социально-психологический феномен, проявляющийся в
14
определенном состоянии чувств и умов, типичных для конкретной социальной группы (класса, слоя), общества в целом в данный период времени или для некоторой социальной ситуации [127, с. 337].
Общественное настроение отражает общие социальные условия той или иной стадии общественного развития. В совокупности с потребностями и общественным характером общественное настроение образует эмоциональноволевой аспект общественной психологии. Проявления общественного настроения характерны для всех видов общественной жизнедеятельности. Так, в соответствии с предметной направленностью выделяют политическое, эстетическое, религиозное общественное настроение и т. п. В зависимости от характера и степени эмоциональной интенсивности различают такие виды общественного, как социальная апатия, социальная депрессия, социальный энтузиазм, социальный подъем и т. д. Характер распространения, закрепления, нарастания или угасания общественного настроения определяется рядом социально-психологических, идеологических механизмов взаимодействия социальных общностей, в том числе взаимной психической индукцией, коллективным взаимоусилением, социальным контактом и др. Развитие и прояснение содержания общественного настроения происходит во взаимодействии с идеологическими компонентами общественного сознания [127, с. 338].
Важно подчеркнуть, что общественному настроению принадлежит важная роль в реализации действий, в поведении и отношении социальных общностей. В развитых формах общественное настроение выступает фактором объединения представителей различных общностей в единое социальное или политическое целое. Устойчивое общественное настроение может служить основой перемещения фокуса общественного внимания из одной области социальных интересов в другую. Оно является наиболее непосредственной эмоционально-волевой реакцией на социальные процессы