Ви є тут

Древнерусские песнопения книги Обиход в литургическом контексте: типология и структура : на материале рукописей Антониево-Сийского монастыря

Автор: 
Перелешина Вероника Юрьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2008
Артикул:
279232
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение............................................................ 3
Глава I. Певческая книга Обиход. Характеристика Обиходов собрания Антониево-Сийского монастыря (ГИМ, Синод, певч. собр.) 23
Глава II. Типология песнопений Обихода по певческим и уставным источникам.......................................................... 56
11.1. Изменяемые и неизменяемые песнопения.................... 56
11.2. Гласовые и внегласовые песнопения....................... 58
Глава III. Типы и структурные элементы мелодики в соотношении
с текстом в песнопениях Обихода.................................... 115
III. 1. Гласовые песнопения.................................. 117
111.2. Внегласовые песнопения................................ 129
111.3. Песнопения иных монодийных стилей..................... 138
111.4. Изменения в репертуаре песнопений знаменного роспева
в связи с реформами середины XVII века....................... 140
Глава IV. Принципы подобия и центона как основные приемы композиции песнопений Обихода........................................... 150
IV. 1. Гласовые песнопения................................... 151
IV.2. Внегласовые песнопения................................. 175
Заключение......................................................... 207
Список сокращений.................................................. 213
Список использованной литературы, альбомов филиграней и печатных источников..................................................... 215
Список использованных рукописных источников........................ 232
Приложение. Описание рукописей Антониево-Сийского монастыря, включающих певческую книгу Обиход.................................. 237
2
Введение
В настоящее время одним из важнейших направлений медиевистики является изучение древнерусского церковного пения. Этот пласт отечественной культуры стал объектом научных разработок уже более столетия назад, однако и сегодня как в технике подхода к материалу так и в его оценке среди ученых нет полного единства мнений. Насущность изучения древнерусских традиций церковного пения продиктована, с одной стороны, значительными утратами и разрушениями в современной русской литургической культуре, в том числе, и в пении, а с другой - тем, что на текущем историческом этапе возможно предпринять реальные усилия к ее восстановлению и развитию. Для этого необходимо иметь четкие духовные и научные ориентиры, которые могут быть получены посредством глубокого изучения традиционных и полностью отвечающих своему назначению певческих форм.
Данное исследование посвящено типологии песнопений1 книги Обиход2, особенностям их певческой ткани и специфике применения общих для всех образцов знаменного роспева3 композиционных принципов. Перечисленные характеристики рассматриваются в литургическом контексте на материале певческих рукописей XVII века из собрания Антониево-Сийского монастыря, представляющих северную традицию древнерусского певческого искусства. В круг разбираемых вопросов входит также влия-
1 Термином «типы песнопений» обозначается их классификация в соответствии с категориями изменяемости и гласовости.
2 Термины «обиход» и «устав» используются в работе в двух вариантах написания. С заглавной буквы они пишутся в тех случаях, когда являются названиями богослужебных книг («Обиход», «Устав»). В написании со строчной буквы термин «обиход» обозначает четырехголосные песнопения терцового склада, наиболее употребительные сейчас в церковно-певческой практике, а термин «устав» - принятый порядок-совершения службы, зафиксированный в одноименной книге, называемой также Типиконом.
3 Относительно орфографии терминов «роспев» и «распев» в исследовательских работах наблюдаются разногласия, которые становились даже предметом публичного обсуждения (137) В нашей работе при-
меняется’написание слова «роспсв» и однокоренных с ним через «о» в тех случаях, когда речь идет об одном из певческих стилей (знаменном, путевом, киевском или другом роспевах) Когда же имеется в виду фрагмент певческой ткани или ее свойство, используется написание «ра-»- «внутрислоговой распев», «распевные (в значении каптиленные) песнопения». При цитировании мы сохраняем написание «ро-» и «ра-» авторами.
логии)» (22; с.53)5. Некоторые песнопения размещены в книге Обиход в форме цикла. На этом останавливает внимание З.М. Гусейнова, исследуя в одной из своих работ (46, с.215 - 236) причины возникновения и принципы, организации этих циклов, а также музыкальные характеристики входящих в их состав песнопений. Исследователь отмечает, что циклы образуются при повторе какого-либо текста по ходу службы, при изменении текстов в зависимости от дня недели или текущего гласа и при составлении подборок образцов для распевания других текстов, организованных по гласово-му принципу (самогласнов и подобное). Внутри цикла песнопения могут быть объединены жанром или гласом, причем иногда «гласовые разграничения песнопений и припевов... носят весьма опосредованный характер... Сравнение распевов разных гласов внутри циклов показало, что во многих случаях они оказываются сходными» (46, с.232). Данное явление будет подробно рассматриваться во второй главе нашей работы.
По полноте содержания списки книги Обиход различны и подразделяются на три вида. Обиходы простые содержат только песнопения суточного круга с чинами общего молебна Пресвятой Богородице, иногда -заздравной чаши. В полные Обиходы, наиболее типичные для рассматриваемого времени, Обиход простой входит как первая часть книги, вторую часть составляет Обиход постный - круг песнопений триодного периода: Великого поста и Пасхи. В Обиходах пространных названные разделы дополняются песнопениями некоторых чинов Требника: великого и малого водоосвящений, венчания, мирского и иноческого погребений, панихиды, летопровождения, освящения церкви. Раздел чинов может быть представлен большим, или меньшим количеством текстов: эта часть книги наименее стабильна.
я *
5 В Октоихе тексты разных жанров - стихиры, степенны, тропари на Блажсннах - расположены по гла-сам. в Стихираре собраны только стихиры разных гласов, а п Ирмологин ирмосы - песнопения одного жанра - расположены по гласам.
27
Поскольку по вопросу типологии книги Обиход среди исследователей нет полного единства мнений и употребления терминов, считаем необходимым привести здесь ряд замечаний и уточнений, высказанных А.Г. Хачаянц (162). Она указывает, что «различные исследователи сходятся в существовании трех его видов: а) „большого“ (22, с.4) или „простого“ (11, с.169), б) «постного», в) совмещения первых двух - „полного“», то есть категория вида определяет конкретный список книги по качественному признаку - принадлежности входящих в него песнопений к определенному богослужебному кругу. Подчеркивая эту сторону понятия «вид», А.Г. Хачаянц предлагает называть первый вид Обиходов «вседневным» как включающий «обязательный суточный объем богослужения» (162, с.29). Определение «простого» исследовательница предпочитает отнести к названиям не вида, а редакции книги (162, с.29). Относительно промежуточной между краткой и полной редакции Обихода (ее называют пространной, расширенной, сокращенной или средней) А.Г. Хачаянц отмечает различия в исследовательской терминологии, останавливаясь на наименовании ее «сокращенной» (162, с.31 - 32). Также А.Г. Хачаянц несогласна с определением редакции Обихода по наличию или отсутствию в нем раздела молебных* чинов, возражая в этом Е.Л. Бурилиной, так как отличительным признаком той или иной редакции является количественная характеристика рукописи по составу входящих в нее песнопений. Особого наименования для Обихода, в который помимо песнопений суточного и триод-ного круга включены, песнопения чинопоследований Требника,
А.Г. Хачаянц, однако, не приводит; на наш взгляд, обоснованным было бы называть Обиход, имеющий раздел «требных» песнопений особым видом книги - Обиходом «пространным», поскольку данные песнопения представляют качественно иную сферу песнопений, не принадлежащих ни су-точному, ни седмичному, ни годовому, ни триодному циклам. В том случае, если круг песнопений Требника в конкретной рукописи очень узок -
28