Ви є тут

Гендерный аспект насилия в социальном измерении

Автор: 
Парыгина Наталья Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
294022
179 грн
Додати в кошик

Вміст

/
2
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................3
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОГО НЕРАВЕНСТВА..........................18
1.1. Физиологические предпосылки гендерного неравенства ......18
1.2. Гендерное неравенство в истории народов...................39
1.3 Неравенство полов в России................................66
ГЛАВА 2 НАСИЛИЕ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО НЕРАВЕНСТВА .. 88
2.1. Насилие как форма гендерных отношений.....................88
2.2. Виды гендерного насилия...................................99
2.3. Общество и проблемы гендерного насилия...................123
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................142
ПРИЛОЖЕНИЕ......................................................156
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования..
Социальную дискриминацию женщин наиболее целесообразно исследовать в двуедином плане. С одной стороны - это массовое, социальное явление, охватывающее большую демографическую общность, состоящую из разных социально-профессиональных, возрастных, статусно-должностных групп. С другой - это социальный процесс с последовательной сменой состояния объекта.
Положение женщины является предметом международно-правового регулирования и деятельности национальных правительств. Так, Конвенция ООН 1979 г. о ликвидации всех форм'дискриминации в отношении женщин послужила основой, принятия Конвенции №156 МОТ о трудящихся с семейными обязанностями, направленной на устранение дискриминации и достижение подлинного равенства работающих, мужчин и- женщин. Положение женщины в современном обществе считают мерилом социального прогресса. Статус женщины в обществе отражает особенности социально-политического устройства государства, его экономического развития, методов управления, правовых установок, уровня культуры и общественного самосознания;
Права женщины в общей форме как принцип равенства мужчины и женщины закреплены в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека (1948), Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966), которые запрещают дискриминацию по признаку пола. Наряду с этим специфические права и свободы женщин изложены и закреплены ООН в Конвенции о политических правах женщин (1952), Конвенции о гражданстве замужней женщины (1957), Конвенции Международной организации труда №100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (1951) и других документах. ООН привержена принципу равенства мужчин и
15
подтверждая тем самым господствующее положение мужчин в современном обществе. Самым распространенным видом насилия- над женщиной со стороны, мужчин, будь то муж, коллега по работе, друг или просто посторонний человек является причинение оскорбления и унижение достоинства женщины. Все формы насилия- против женщин являются наиболее грубой формой ее дискриминации. Такое насилие направлено на ослабление или полную невозможность женщины пользоваться наравне с мужчиной правами человека и свободами в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской жизни.
7. Обнаруживается связь гендерных стереотипов женственности у жертв насилия с характером и частотой проявления семейного насилия. Молодая женщина чаще, чем представительницы старших возрастных подгрупп не готова мириться с проявлениями психологического (а тем более, физического)- насилия, знает свои нрава, стремится, к изменению своего положения, в том числе к расставанию с партнером, со стороны которого она испытывает насилие. В то же время, экономическая зависимость женщины, отказ от своей жизни ради интересов семьи способствуют осуществлению насилия со стороны мужа. Можно сказать, что именно, привыкание к насилию со стороны жертвы, возведение его в культурную норму, является главным фактором, способствующим долговременному насилию со стороны мужчин.
8. Процесс раскрепощения женщин, в результате которого женщины получают равные с мужчинами права и теряют некоторые привилегии, вытекающие из традиционного отношения к ним как «слабому», «прекрасному» полу, способствует осложнению как внутрисемейных отношений, так и отношений в обществе.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования основных его положений и выводов в дальнейшей разработке теоретических, методологических и
16
прикладных аспектах в отечественной социологии и других общественных дисциплин.
Основные положения диссертационного исследования задают новый аспект социологического изучения насилия как проявления гендерного неравенства и предлагают подходы для проведения дальнейших исследований.
Предложенный автором взгляд на обозначенный аспект как социальную проблему обосновывает необходимость разработки комплексной стратегии противодействия насилию в отношении женщин и преодолению его последствий.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке и реализации социальной политики в области семьи, а также при разработке концепции ненасильственных методов решения межличностных конфликтов.
Ключевые положения и фактический материал диссертационного исследования могут найти применение в подготовке и создании учебных курсов по социологии, гендерологии, социальной психологии, феминологии.
Материалы диссертации могут служить в качестве информационной основы для практических работников различной профессиональной принадлежности: представителей законодательной, исполнительной и
судебной власти различных уровней, сотрудников правоохранительных органов и социальных работников, педагогов, представителей общественных организаций.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования данной работы были представлены автором в форме научных докладов на научно-практических конференциях: конкурс научных работ молодых ученых ТОГУ в 2008 году по секции «Общественные науки» (Хабаровск 2008 г.); Десятый краевой конкурс-конференция молодых ученых и аспирантов (Хабаровск 2009 г.).
Материалы исследования используются при прочтении отдельных тем лекций в процессе подготовки учащихся по специальности «Социальная