Оглавление
Введение............................................................ 3
1 Теоретические и методологические основы исследования межсекторного взаимодействия....................................... 15
1.1 Межсекторное взаимодействие: основные принципы и подходы........................................................... 15
1.2 Роль межсекторного взаимодействия в гармонизации социальных отношений............................................................ 38
2 Межсекторное взаимодействие в региональном социуме............... 67
2.1 Российский опыт межсекторного взаимодействия................... 67
2.2 Анализ межсекторного взаимодействия в Республике Мордовия 96
Заключение......................................................... 140
Список использованных источников и литературы...................... 145
Приложение 1....................................................... 167
Приложение 2....................................................... 168
Приложение 3....................................................... 170
Приложение 4....................................................... 171
2
Введение
Актуальность проблемы
За последние 20 лет в политической, экономической и общественной жизни страны произошли существенные изменения. Преобразовался государственный сектор, который в советское время не только занимал производственную сферу экономики, но и монополизировал управление социальной сферой. Возник заново основанный на деловой инициативе частный бизнес-сектор, значительно трансформировалась социальная структура общества. Стал формироваться слой независимых некоммерческих организаций (НКО) — третий сектор, базирующийся на гражданских инициативах в преимущественно непроизводственной сфере (образование, наука, здравоохранение, социальная защита, экология и др.). Таким образом, в последние два десятилетия в России постепенно оформились три сектора, характерные для любого демократического общества: государственный, коммерческий и некоммерческий.
В настоящее время выделение в обществе трех независимых секторов — одна из ключевых, определяющих черт социального государства. Обладая определенными ресурсами для решения социальных проблем, власть, бизнес и НКО, взаимодействуя друг с другом, способны развивать и гармонизировать социальные отношения российских регионов.
Отсутствие такого взаимодействия на сегодняшний день оставляет нерешенными старые и порождает ряд новых проблем. Среди них:
— традиционная для России высокая доля участия государства в решении социальных вопросов. Как следствие — постоянный рост бюрократического аппарата и неэффективность контроля за рациональным расходованием выделенных средств, инертность государственных структур в определении и решении наиболее приоритетных социальных нужд, низкое обеспечение социальных программ требуемыми ресурсами;
3
управление производством и социальной сферой1. Первый — государственный — сектор претерпел серьезные изменения с более-менее четким разделением трех ветвей власти и идентификацией системы государственных (бюджетных и муниципальных) учреждений. За прошедшее десятилетие в стране стал формироваться и независимый негосударственный некоммерческий сектор (его называют третьим), базирующийся на гражданских инициативах в преимущественно непроизводственной сфере (образование, наука, здравоохранение, социальная защита, экология и др.).
В настоящее время выделение в обществе трех независимых секторов — одна из ключевых, определяющих черт социального государства. Каждый из секторов имеет свою миссию, область деятельности, технологии par боты, организационные структуры, системы управления, ресурсную базу, нормативную базу и различающиеся сферы использования продукции и рынки товаров и услуг2.
Если свести к минимуму описание особенностей и отличий этих трех секторов, то важнейшими из них будут форма собственности, миссия и технологии работы.
Для- первого- сектора характерны государственная, муниципальная и смешанные формы собственности. Миссия состоит в защите прав храждан, обеспечении безопасности страны, создании правовой базы, формировании доходной части бюджета определенного уровня и распределении доходов между территориями и сферами жизни, развитии системы образования, здравоохранения и. т. п. Технологии работы первого сектора отличаются спецификой деятельности ветвей власти: исполнительной (административной), законодательной и судебной, а также характером функционирования государственных и муниципальных учреждении;
1 Сунгуров А. Ю. Указ. соч. С. 67.
2 Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки с натуры / Гра-доссльская Г., Звоновский В., Петренко Е. [и др.]. М.: Европа, 2008. С. 26. .
.‘ . 16
Для коммерческого сектора характерна частная форма собственности. Его миссия состоит в максимальном извлечении прибыли на основе предоставления товаров и услуг (предложения) в конкурентной борьбе с другими участниками внутреннего и внешнего рынка для удовлетворения или формирования спроса на них. Этот бизнес-сектор характеризуется широким спектром применяемых технолог ий работы в сфере деловой активности, которая является профильной для той или иной фирмы.
Миссия третьего сектора заключается в лоббировании общественных интересов, предоставлении социальных услуг целевым группам, общественной экспертизе и др. Технологии работы разнообразны и зависят от профиля деятельности некоммерческой организации (НКО) и ее взаимоотношений с целевой группой.
Обладая определенными особенностями, три сектора, занимая нишу в обществе, не всегда делятся завоеванными в ней позициями с другими секторами. Однако, оставаясь только в своей нише, сектор не может быть жизнеспособным. Необходимо отметить, что непроходимой границы между секторами не существует. Элементы, составляющие каждый из них, в той или иной степени участвуют в решении задач, являющихся определяющими для других секторов. Взаимные интересы и ожидания трех секторов выявлялись, формулировались и уточнялись в ходе изучения деятельности НКО и их взаимодействий с бизнес-сектором и властью1. Схематическое отображение характера взаимных ожиданий между парами названных секторов показано в Приложении 1.
Указанные интересы послужили основой для формирования нового вида социального взаимодействия — межсекторного взаимодействия, понимаемого как совокупность взаимных отношений между институтами власти, бизнеса и общественных групп, которая позволяет им свободно выражать свои интересы в социуме.
1 Обзор межсекторного сотрудничества в регионах Российской Федерации. М. : АСИ, 2002. С. 101.
17
- Київ+380960830922