Ви є тут

Космос природы в творчестве П. Кузнецова и М. Сарьяна : эстетико-мировоззренческие аспекты

Автор: 
Воскресенская Виктория Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
296217
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 4
Глава I. Становление художественной «натурфилософии» П.Кузнецова и М.Сарьяна. Формирование живописного языка в русле символизма
§ 1. Первоначальные импульсы развития чувства природы 14
§2. Теоретико-художественный круг символизма. Влияние идей времени 23
§3. Символистское видение природы в творчестве Кузнецова и Сарьяна (первая половина 1900-х годов). Пантеизм 32
§4. Обогащение лирического пантеизма обращением к
«реальности» (вторая половина 1900-х годов) 44
§5. Итоги первого периода творчества художников 53
Глава И. Восток в творчестве П.Кузнецова и М.Сарьяна (первая половина 1910-х годов)
§1. Обращение к Востоку: поиски обновленного формата жизни и искусства на базе тезиса «назад к истокам» 60
§2. Первые результаты художественного «освоения» Востока 66 §3. Вариации образов Востока - «земли обетованной» гармонического единства бытия 76
§4. Итоги приобщения художников к Востоку 92
Глава III. Модификации чувства природы П.Кузнецова и М.Сарьяна в условиях советской художественной культуры
§1. Мотив идеально-утопического жизнестроения как преломление революционного «космизма» (1917-начало 1920-х годов) 99
3
§2. Приобщение Кузнецова и Сарьяна к поэтике эпохи миростроения (первая половина 1920-х годов) 108
§3. Поэтическая «космизация» художественной образности (вторая половина 1920-х годов) 115
§4. Модификации чувства природы художников в 1930-е годы 124
§5. Завершающий этап «переживания» природной гармонии 139
§6. Итоги вариаций чувства природы художников 148
Заключение 154
Список источников и использованной литературы 160
Список сокращений
187
приобщали нас к окружающему миру, часто вынося обучение в природу, где уж одна величественная река Волга поднимала нас на вершины творческого возбуждения»9. Коллекция городского художественного музея, где были представлены картины его основателя А.Боголюбова, «барбизоицев», К.Коро и других отечественных и зарубежных мастеров, западноевропейские шпалеры, также погружает в атмосферу большого искусства. Решающий жизненно-творческий заряд получают Кузнецов и его друзья от знакомства в середине 1890-х годов с земляком В.Борисовым-Мусатовым: вдохновляя и рассказами о Москве и Париже, и своей живописью (в то время в стиле импрессионизма), он работает вместе с молодежью над этюдами в своем саду.
В 1897 году Кузнецов и Уткин решают поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В том же году поступает в училище и Сарьян. (Кузнецову и Сарьяну было тогда соответственно девятнадцать и семнадцать лет.) Это предопределило тесное знакомство и единовременность творческих биографий героев данного исследования.
Увлеченность красотой мира Сарьян сохраняет и во время общеобразовательной учебы и получения первых навыков рисования у А.Бахмутского в армяно-русском городском училище в Новой Нахичевани, и в период работы в конторе по распространению журналов и газет, где желание запечатлеть разнообразие окружающей жизни выливается в фиксацию «интересных типажей». Рядом с ним оказываются поддержавшие его в этом устремлении люди: поощрявший мальчика к рисованию товарищ старшего брата Амбарданов, по совету которого Ованес и отправляет Мартироса в Москву пройти предварительную подготовку у земляка А.Арцатпаняна, студента МУЖВЗ.
Важное влияние на будущего художника оказывает и атмосфера армянской апостольской церкви, которую он впитывал с детства: в отрочестве он несколько лет пел в церковном хоре, его школьным учителем был будущий ката-ликос всех армян Геворг VI.10. Свойственная этой ветви христианства всеох-ватность отмечает присущий армянской культуре пантеизм, с идеями которого Сарьян и вступает в жизнь. Стремление к целостному взгляду на бытие, выяв-
18
лению связей всего сущего, преломлению в человеке всех сил и ликов мира во многом, а возможно и решающим образом, определяет его дальнейший путь.
Молодые люди открывают новое социо-культурное пространство большого города - Москвы. В ходе занятий в МУЖВЗ под руководством крупнейших мастеров: А.Архипова, Н.Касаткина, А.Корина, Л.Пастернака — они приобретают профессиональные навыки. В пейзажной мастерской перенимают технические аспекты передачи природы: «Левитан, обучавший пейзажу, заполнял пол своей мастерской банками с цветами, и учащиеся, сидя вокруг, старались передать эти каскады цветов и зелени, - вспоминал Кузнецов. - Аполлинарий Васнецов в своей мастерской устраивал просеку: ставились ряды елок, вязанка березовых дров, покрытых свежей корой, а пол устилался мохом»11.
Сарьян также, несмотря на некоторые разногласия, высоко ценил уроки, преподанные «безупречным мастером своего дела, тонким художником, обладавшим огромным вкусом», - считая, что «мало кто так великолепно чувство-
1 “У
вал русский пейзаж, как Левитан» . Несомненно, у молодых живописцев находил отклик его тонкий лиризм, интимность колористического переживания родной природы, постигавшиеся ими и в виртуозном слиянии в произведениях мастера всех стихий в единое целое посредством точно найденных тональных отношений.
Наиболее же близки молодым художникам оказались искания К.Коровина и В.Серова (руководивших портретной мастерской). Именно их, наряду с Ф.Шаляпиным и С.Мамонтовым, назовет Кузнецов наиболее значимыми для художественной молодежи фигурами. В Абрамцеве, куда молодому художнику посчастливилось приехать на этюды с Коровиным, он жадно впитывает «в себя эту изумительную атмосферу смелости и свободы высокого искусства», — отмечая, что известный своим меценатством владелец знаменитой усадьбы «как натура, был глубже, серьезнее», склонен к философии, его же учитель «легче, быстро восприимчивый и блестящий»13. Сарьян, судя по всему, остается в стороне от мамонтовского «круга»: в его воспоминаниях Мамонтов не упоминается.
*