2
Партия руководит всем - дел у нее по горло. Причем самый трудный участок - это фронт искусства. Почему? Потому что в вопросах искусства рецептов, как писать музыку - не создашь. Можно рассказать стахановцу, в каком порядке строить, как прокладку в галошу класть, но в искусстве, в творческой работе чрезвычайно большие трудности для партийного руководства.
Из выступления директора ГАБТа В.И. Мутных на собрании с артистами после выхода в «Правде» редакционных статей «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь». 13 февраля 1936 года 1
1 РГАЛИ, ф. 648, оп.2, ед. хр. 1033, л. 40.
СОДЕРЖАНИЕ ТОМ 1
Список аббревиатур..................................................6
ВВЕДЕНИЕ ...........................................................8
ГЛАВА I. РЕПЕРТУАРНАЯ ПОЛИТИКА В СОВЕТСКОМ
МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ 1920-1940-х ГОДОВ 29
Первые попытки государственного управления культурой............29
Театр — «передовой фронт» в сражении за новую советскую
эстетику. H.A. Рославец — против оперы.......................33
Цензура в музыке. Советизация как основное направление
репертуарной политики........................................41
ГЛАВА И. ВРЕМЯ ВЫЖИВАНИЯ...........................................58
Революция и интеллигенция.......................................58
Агитационный путь развития искусства. Первые большевистские
музыкальные организации......................................66
Фракция Красной Профессуры и ее роль в «пролетаризации»
Московской консерватории.....................................87
«Композитор-революционер»: H.A. Рославец о реформе
композиторского образования..................................94
«Генеральная чистка» Московской консерватории..................103
ГЛАВА 111. СОЗДАНИЕ НОВЫХ ЦЕ11НОСТНЫХ УСТАНОВОК...................111
Формирование официальной государственной концепции в музыке.
«Головановщина» и «конская школа»...........................111
Общественные музыкальные организации...........................139
Деятельность музыкального радиовещания. «Говорит Москва»
против РАПМ.................................................158
1931-й: первая репетиция 1948 года. «Декларация девяти». Пленум
совета Всероскомдрама. Письмо М.Ф. Гнесина И.В.Сталину 176
ГЛАВА IV. СТАБИЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ....................................217
71
A.П. Ваулин26
B.Л. Пастухов
Петербург, март 1919 года27
Вели отбросить в сторону «пласты мертвенных образований» и не учитывать «индивидуальные выкрики», если закрыть глаза на всю романтическую словесную шелуху этого музыкального манифеста, над текстом которого, видно, немало потрудились его создатели, останется та же программа всеобщего музыкального образования трудящихся, которую заявлял Пролеткульт. То же сомнение в плодотворности художественных традиций, то же предпочтение, отдаваемое народной и создаваемой на его основе массовой песне как наиболее востребованном музыкальном жанре после революции.
Одним из результатов деятельности МУЗО стала организация Первой Музыкальной Артели.
Через несколько месяцев после октябрьского переворота объявлен, как полагаю, первый советский песенный конкурс: «Музыкальный отдел Пролеткульта объявляет конкурс на революционные трудовые и пролетарские песни. Песни могут быть доставлены одноголосные и двухголосные для хора. Все песни должны быть простыми по своему мелодическому содержанию и структуре и доступными для исполнения широких масс» [370]. За создание песен полагалось вознаграждение. Таких конкурсов насчитывалось позднее огромное количество. Масштабы их также бывали разными. Но показательно другое — практически сразу, в первый послереволюционный год, интуитивно найдена наиболее приемлемая для
26 Ваулин Александр Петрович (?) — композитор, профессионального музыкального образования не имел. Брал уроки по фортепиано у А. Лурье. После революции последний подключил Ваулина к деятельности музыкального подотдела Наркомпроса. СССР Ваулин покинул в конце 1920 года и обосновался в Праге, где зарабатывал на жизнь перепиской нот и переводами. Родной дядя по материнской линии композитора А. Петрова.
27 РГАЛИ, ф. 2009, оп.1, ед. хр. 18, л. 2. Декларация была также опубликована в сборнике: Лад. Петербург, издательство МУЗО Наркомпроса. 1919, с. 3-4.
72
нового правления форма музыкального воздействия, о которой в том самом
1918 году писал В.В. Маяковский в «Приказе по армии искусства»:
Паровоз построить мало — накрутил колес и утек.
Если песнь не громит вокзала, то к чему переменный ток?
Еще одна форма «музыкального обслуживания» заключалась в оформлении массовых празднеств, устраивающихся в дни красного календаря. Самым представительным (около 8 ООО участников) стало «массовое зрелище», поставленное в Петрограде 25 октября 1920 года, в третью годовщину Октябрьской революции. Главным организатором был Д.З. Темкин, вскоре покинувший Россию и впоследствии прославившийся
Ой
как талантливый автор музыки к голливудским фильмам . Есть косвенные свидетельства о службе Темкина в тот период в органах Главполитпросвета, что наверняка соответствует действительности. Поскольку, не имея мощных властных полномочий, осуществить столь грандиозную акцию, какой стало «Взятие Зимнего Дворца», было нереально. К примеру, для освещения Зимнего потребовалось 150 прожекторов, которые были реквизированы силовыми методами. Точно так же — путем конфискации, больше похожей на обыкновенный разбой, — добыты строительные материалы для огромных платформ, ткань для их обивки.
Очевидцы вспоминали впоследствии, что декорации были таких размеров, которые, скорее всего, не использовалось ранее никогда. Крейсер «Аврора» специально для постановочных залпов был пригнан из Кронштадта. Для сообщения с огромным количеством статистов, принимавших участие в грандиозном спектакле, задействована телефонная
28 Темкин Димитрий Зиновьевич (1784-1979) — композитор и пианист, выпускник Санкт-Петербургской консерватории. В 1921 году покинул Россию, в 1937-м получил американское гражданство. Автор музыки к ок. 150 кинофильмам, обладатель четырех премий «Оскар».
- Київ+380960830922