Цирк в отечественном игровом кино
(1910 - 1989): влияние выразительных средств
цирка на кинематограф
Введение........................................................3
I. Эпоха творческого взаимодействия: цирк в кинематографе 1910-х - 1930-х годов..............................................................14
1.1. Влияние цирка на зарождающийся кинематограф (1910-1918)...14
1.2. Творческие искания цирка и кинематографа в общественной и культурной жизни советской России (1918 - 1930)............35
1.3. Фильм «Цирк» как образ цирка в предвоенном советском кино и как зеркало эпохи социалистического реализма...................58
II. Кино покидает манеж: цирк в кинематографе второй половины XX века (1950- 1989).......................................................86
2.1. Жизнеутверждающая атмосфера цирка в кино 1950-х годов как форма борьбы с послевоенными трудностями...................86
2.2. «Утилитарные» тенденции цирковой темы в кинематографе 1960-х годов.....................................................119
2.3. Реанимация спортивного стиля и бодрый советский глянец в кинематографе о цирке 1970-х годов........................148
2.4. Кризис жизни и утрата иллюзий в кинематографе о цирке 1980-х
годов.........................................................161
Заключение....................................................168
Библиография..................................................182
ПРИЛОЖЕНИЕ....................................................191
ФИЛЬМОГРАФИЯ..................................................191
2
Введение
На протяжении своего существования и развития отечественное кино не раз делало попытки отразить на экране другие зрелищные искусства - театр, балет, оперу, оперетту, танец, эстраду, цирк. Особое место в этом ряду принадлежит цирковому искусству.
Сближение этих двух искусств, кино и цирка, древнего и молодого, в контексте исторических и художественных изменений XX века представляется закономерным. Специфика цирка, корни которого уходят в глубину веков, значительно отличает его от других искусств, поскольку именно в цирке всегда сочетались зрелищность, сенсационность, аттракционность, опирающиеся на традиции. Исторически сложившиеся принципы цирка оказались в течение всего периода его существования не подвержены многим общепринятым этапам эволюции искусств, он развивался по своим законам. Незаслуженно воспринимаемый до 20-х годов XX века как «низкое» искусство, как зрелище для широких масс, непредвзятого зрителя цирк наконец оказался в центре внимания обновляющегося общества, уставшего от переизбытка классических традиций и «высоких» образцов. Исследователь культуры H.A. Хренов отмечает, что «цирковое искусство составляло полную противоположность утвердившейся в XIX в. культурной парадигме с ее отчетливым литературоцентрическим характером»1. Зрители XX века нуждались в иных средствах убеждения и влияния - в визуальном эффекте трюка, динамичном действии, ярком зрелище, потрясении. В силу этого тогда формообразующее положение среди зрелищных искусств приобретают молодое искусство кино и цирк, отвечающие задачам и интересам нового момента.
Кино, воспринимавшееся поначалу, на рубеже XIX - XX столетий, как технический аттракцион, на раннем этапе своего существования не было
1 Хренов H.A. Зрелища в эпоху восстания масс. - М.: Наука, 2006. С.305.
3
1910) и «Жизнь Заикина, знаменитого атлета, борца и авиатора на земле и в воздухе» (Казанская студия, 1911).
Особняком стояли в кинематографе фильмы с комическими персонажами-масками, скопированные с западного образца и одновременно давшие российскому кинематографу своих популярных артистов. И уже несколько позднее, в 1914-1919 годах, цирковые артисты стали участвовать в съемках мелодрам на цирковую тему, где наряду с первыми звездами немого кинемато!рафа снимались известные мастера манежа.
Таким образом, основными цирковыми жанрами, востребованными в кино того времени, были борьба, дрессура, клоунада и конная вольтижировка. Любые исключения только подтверждали правило. Так, в декабре 1917 года некое киноателье с причудливым названием «Химера» выпустило фильм режиссера Александра Разумного11 «Я так хотел» о приключениях фокусника Р. де Жасси, но продолжения этот фильм, задуманный как серийная комедия, не имел и успехом не пользовался. Думается, одна из причин неудачи Разумного заключалась в значительном запоздании его иллюзионной темы, очень популярной на рубеже XIX - XX веков, но в рассматриваемый нами период 1910-1918 годов - крайне непопулярной: в основном из-за нарочитости и фальшивости самого жанра иллюзии и престидижи гации, уже не отвечавшего реалиям и требованиям времени.
Конный цирк с его трюковыми возможностями был чрезвычайно популярен в среде офицерства. Номера с военно-спортивными аттракционами, военные маневры и ковбойские сцены входили в репертуар цирков. Два гвардейских офицера Гельгардт и Адлерберг, большие поклонники цирка Чинизелли, создали в 1912 году в Петербурге кинематографическое общество «Вита» и сразу уделили основное внимание цирку с его конными аттракционами и эффектными трюками. Больше всего
11 Александр Разумный впоследствии прославился благодаря картине «Тимур и его команда» (1940).
20
их привлекала возможность соединить цирковой трюк с приключенческой мелодрамой, что было находкой не только увлекательной, но и очень выгодной в коммерческом отношении. Их первый фильм «Борец под черной маской», вышедший 5 ноября 1913 года, был посвящен модной в России французской борьбе. «Широкое распространение получил в это время рекламный и очень ловкий трюк с «масками», - пишет Я. Гринвальд. - К нему неизменно прибегали для поднятия сборов чемпионата, к которому публика начал уже охладевать. В цирке во время борьбы неожиданно появлялся таинственный человек в маске /.../ Улучив подходящую минуту, человек в маске, перешагнув барьер, подходил к столику судей и громко, чтобы его слышала вся публика, заявлял: - Я, черная (или красная, или синяя) маска, вызываю на схватку со мною всех борцов чемпионата. Маску сниму, если меня положат на лопатки»12. Писатель Николай Рожков, любивший в детстве посещать французскую борьбу, также вспоминал, что «человек в маске во всеуслышание заявлял о своем непреодолимом желании бороться в чемпионате. Он выходил на ковер и в полминуты расправлялся с недавним любимцем публики. Цирк неистовствовал»13.
Можно себе представить, сколько возможностей было у такой интриги в кино. Эпизод с маской мог послужить основой и для приключенческого фильма, и для мистики, и для мелодрамы. В первом фильме студии «Вита» снимались лучшие атлеты России и Европы, работавшие в то время в Петербурге, в том числе - Иван Шемякин, Николай Вахтуров, Петр Крылов и легендарный арбитр Иван Лебедев («Дядя Ваня»). Коммерческий успех фильма перекрыл рекорды всего снятого в то время в Москве.
Об успехе борцовской темы в кино писал и P.E. Славский: «В 10-х годах началось повальное увлечение классической борьбой, и кинопромышленники не упустили случая погреть на этом руки. Была бы нащупана коммерчески выгодная тема, а картины пойдут пачками. «Борец под черной маской»,
12 Гринвальд Я. Русский богатырь Иван Подцубный. М.: Физкультура и спорт, 1955. С. 79.
13 Рожков II. О фильме «Борец и клоун»: Заметки писателя // Советский цирк, 1958, № 2.
С. 24.
- Київ+380960830922