СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.....................................11
§1.1. Теоретико-социологические подходы к анализу общеслюнного
сознания в условиях социетальной трансформации.............11
§1.2.Социальные и ментальные основы РЯ-деятельности в транзитивном обществе..................................................35
Глава ».ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ РК-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ГРАЖДАН: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ.......................................65
§2.1. РЯ - деятельность как фактор влияния на общественное сознание в
условиях современного российского региона.................65
§2.2.Традиционные и инновационные методы модификации общественною сознания в практике РЯ-деятельности.........112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................134
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.............................139
ПРИЛОЖЕНИЕ А.........................................153
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.........................................154
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследовании. Происходящие в России трансформационные процессы затрагивают все сферы жизнедеятельности общества, определяя тем самым включенность различных социальных институтов в динамику глобальных социально-экономических и политических процессов. Цикличность развития рыночной экономики приводит к тому, что периоды кризисов несут с собой многочисленные проблемы, противостоять которым можно лишь в том случае, если основательно подойти к анализу причинно-следственных связей, вероятных прогнозов и последующей разработке возможных сценариев развития ситуации.
Одним из критериев готовности к социально-экономическим трудностям страны и общества является состояние общественного сознания его граждан, представляющее собой совокупность идей, взглядов и настроений, отражающих систему общественных отношений в различные периоды социально-экономического развития общества. Зная основные характеристики сознания членов любого социума, можно более эффективно планировать превентивные антикризисные меры и мероприятия по преодолению негативных тенденций в социально-экономической и социально-политической сферах жизни общества, которые позволят обществу выйти из кризисного состояния с минимальными потерями. Большое влияние на общественное сознание оказывает РР-деятельность и, в первую очередь, антикризисные связи с общественностью (далее - антикризисный РР). В настоящее время в Российской Федерации этот общественный институт находится на этапе становления в качестве общественной практики. Это частично объясняется тем, что в советскую эпоху господствовала идея бескризисного развития социализма, следовательно, и не было необходимости противостоять этим явлениям. Между тем антикризисный РЛ, являясь одним из сдерживающих общественных факторов, способен гармонизировать общественные процессы во время кризисов. Антикризисная деятельность института РР предотвращает возможные потрясения в обществе в трансформационные периоды.
3
информационный аспект общения, как одну из форм взаимодействия людей в процессе общения [63]. Г.Г. Почепцов трактует ее сточки зрения процессов перекодировки вербальной в невербальную сферы и обратно [112]. По мнению В.З. Демьянкова коммуникация относится как к двустороннему общению, «интеракции» (случаю, когда воздействию подвергаются обе «взаимодействующие» структуры сознания), - так и к одностороннему воздействию (т.е. к сообщению одного лица, взятому само по себе) [54].
Наиболее основательно с точки зрения теории массовых информационно-коммуникационных процессов проблема рассматривается в работах отечественных ученых в области политической философии И. Бердяева, Б.Бессонова, Д.Олыпанского, Г.Шахназарова [18; 19; 105; 150]; в области социологии, в т.н. социологии СМИ: Ф.Бурлацкого, А.Бутенко, Е.Коробейникова, Е.Прохорова, Ж.Тощенко [31; 32; 114; 137]; в области политологии А.Панарина, С.Рогачева и других [107; 118 и др.]. А также ученых, работы которых посвящены исследованию массовых информационных процессов: В.Афанасьева, Б.Бореева, Б.Грушина, И.
Дзялошинского, В.Егорова, А.Суханова[10; 26; 51; 55; 60; 133]. Более развернутое исследование процесса институализации деятельности РБ представлено в публикациях М. Шишкиной [45; 152].
В последнее время все более пристальное внимание стало уделяться социальным аспектам коммуникации, воздействующей на сознание, причем постепенно фокус внимания передвигается от социологии межиндивидной коммуникации к социологии коммуникации группы. Так, согласно X. Парре, коммуникация - это «один из модусов, с помощью которых можно войти в самые глубинные слои отношений, существующих в общественной жизни» [165, с.59]. Л.Апостел, сторонник «праксеологического» подхода к коммуникации, трактует коммуникацию «главным образом, социальным взаимодействием, сводимым к информированию, приказу, запросу и экспрессии в их возможных сочетаниях, причем речевые проявления всех этих типов происходят, но его мнению, с помощью явных или скрытых
14
перформативов (г.е. таких формул речи, которые сами показывает, как целое высказывание должно интерпретироваться - как запрос, обещание, информирование, приказание и т.п.) »[54].
Другое направление - все в том же контексте социологизации коммуникации - связано с этнометодологическим анализом повествовательной речи, в рамках которой предполагается, что социальность и системность коммуникации находя гея в тесных не исключающих друг друга отношениях.
В соответствии с моделью Г. Бейтсона коммуникативные процессы происходят на двух уровнях: коммуникативном и метакоммуникативном. Первый уровень понимается стандартно, а второй (метакоммуникативный) -задает модус передаваемого сообщения. Следуя логике его рассуждений, можно предположить, что оба эти типа коммуникации соответствуют разным социальным структурам: государству и обществу. К примеру, по мнению Б. Чичерина, государство заинтересовано в единстве, общество — в разнообразии. Эго и обуславливает возможную разнополярность ориентаций в первом случае на монолог, который должен, по сути, блокировать действия другого, или в друз ом случае на диалог, разрешающий подобные речевые или неречевые действия. С этой точки зрения и реклама, и антикризисный паблик рилейшнз порождают свои тексты в режиме общественной (демократической) коммуникации, отсюда и сложность данного процесса, поскольку такое порождение может происходить в агрессивной коммуникативной среде из-за одновременного существования других источников информации (г.е. порождение сообщения в условиях одновременного существования противоречащих ему сообщений). Подобная характеристика особенно важна в условиях информационных войн и психологических операций, когда против множества пропагандистских сообщений следует создать одпо-единственное, способное развернуть ситуацию в нужном направлении. То есть, по сути, еще одной дихотомией становится агрессивная (или благоприятная) коммуникативная среда. Предпосылкой, способствующей порождению
15
- Київ+380960830922