Ви є тут

Эколого-социальная комфортность городской среды : Факторы и территориальные закономерности. На примере г. Ростова-на-Дону

Автор: 
Меринов Юрий Николаевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000270414
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЙ КОМФОРТНОСТИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
1.1. Эколого-социальная комфортность, ес место в системе понятий современной экологии
1.2. Методы анализа эколого-социальной комфортности урбанизированных территорий
2. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ КАК ФАКТОР ЭКОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЙ КОМФОРТНОСТИ И ЮС ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ
2.1. Характеристика основных элементов природных условий
2.2. Экологическая оценка состояния окружающей природной среды
2.3. Территориальная дифференциация уровня природноэкологической комфортности
3. АНТРОПОГЕННЬЕЕ ФАКТОРЫ ЭКОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЙ КОМФОРТНОСТИ
3.1. Исторические особенности формирования архитектурнопланировочной структуры
3.2. Население и особенности его размещения
3.3. Производственно-транспортный комплекс
3.4. Территориальная организация социальной инфраструктуры
4. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЙ КОМФОРТНОСТИ ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Стр.
3
.10
10
24
31
31
55
76
85
85 -92 110 121 162
4.1. Пространственные закономерности эколого-социальной комфортности в пределах г. Ростова-на-Дону
4.2. Территориальная дифференциация эколого-социальной комфортности: медико-географический аспект и отражение в общественном сознании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
162
175
196
200
211
- 19-
дома к суровым климатическим условиям и снабдить их чистой водой, расширить густоту высококачественной транспортной сети и увеличить число транспортных средств передвижения, обеспечить разнообразной одеждой (как минимум 3-х видов), решить вопрос о полноценном питании, создать условия для доступного медицинского обслуживания, отдыха и образования. Но совершенно очевидно, что чем менее комфортным является первоначальный уровень всех факторов, тем большее количество инвестиций потребуется. Однако социальная значимость степени комфортности будет оцениваться населением не только дифференцированно в территориальном аспекте на всех уровнях, но и на индивидуальном уровне ценностей (эстетическом, национальных традиций, состояния здоровья, уровня доходов, образа жизни и т.д.).
До настоящего времени в географической научной литературе не сложилось окончательного, единого мнения не только по определению самого термина «эколого-социальная комфортность», но и по ряду его составляющих.
Большое и постоянно возрастающее значение сферы обслуживания в жизни общества, представляет определенный научный и практический интерес для исследований, проводимых учёными различных специальностей.
По принятой классификации все отрасли народного хозяйства подразделяются на две основные группы. Это группа отраслей материального производства и непроизводственная сфера. Сфера обслуживания как единое целое не выделяется. Исходя из этого, отдельные авторы выдвигают собственные концепции отраслевого состава сферы обслуживания (причём часто они противоречивые) и её места в системе народного хозяйства.
Например, В.Е. Комаров и В.Д. Улановская (1980, с.45) отделяют сферу услуг от сферы обслуживания по функциональному назначению, указывая, что «отрасли сферы обслуживания лишь предоставляют населению либо товары, созданные в сфере материального производства, либо услуги, тогда
-20-
отрасли услуг создают определённые виды услуг, которые затем потребляются населением». По мнению этих авторов сфера услуг занимает промежуточное положение между сферой материального производства и непроизводственной сферой.
В схеме, предлагаемой М.А Абрамовым (1985), сфера услуг охватывает все отрасли непроизводственной сферы и ряд отраслей производственной сферы, в то время как сфера обслуживания замыкается на торговле и общественном питании, бытовом обслуживании, жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте и связи, в части обслуживания населения и частично здравоохранении.
А Е.Н. Жильцов, ссылаясь на принятую классификацию отраслей народного хозяйства, вообще не выделяет сферу обслуживания, рассматривая функции её отраслей в общей структуре непроизводственной сферы (Жильцов, 1987).
Отношение сферы обслуживания к непроизводственной сфере, её место в ней и в материальном производстве - один из наиболее дискуссируемых вопросов. Рассматривая его, С.А. Ковалёв (1974 а, 1985, 1997) в своих работах обращает внимание на необходимость выделения в непроизводственной сфере отдельных групп отраслей народного хозяйства. Это, прежде всего, сфера обслуживания, производство духовных ценностей (искусство и наука), подготовка квалифицированных кадров и государственный аппарат. Согласно этой же схеме С.А. Ковалёв с небольшими изменениями в разные годы (1974, 1985, 1997) определяет в структуре сферы обслуживания следующие группы отраслей - жилищно-коммунальное обслуживание, медицинское обслуживание, услуги по социальному обеспечению, розничная торговля и общественное питание, бытовое обслуживание, воспитание и обучение детей, пассажирский транспорт, обеспечение безопасности населения.