ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ страницы 1 -
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Католическая церковь и искусство
XIX века 19-
ГЛАВА ВТОРАЯ
Морис Дени: время группы Наби 38 -
1. Морис Дени как теоретик искусства 38 -
2. Тема распятия 45 -
3. «Католическое таинство» и развитие евхаристической темы в творчестве Дени 50 -
4. Прочтение женского образа у Дени 67 -
5. Узнавание и значение момента встречи - 75 -
6. Созерцание и действие 84 -
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Морис Дени и зарождение исотрадиционизма 97 -
1.Теоретические взгляды Мориса Дени
с 1897 по 1913 гг. 97-
2.Тема семьи и материнства 100 -2а. Элементы материнства и детства
в религиозных произведениях Дени 112
3. Темы Аркадии и Золотого Века
у Мориса Дени и в искусстве Западной Европы 119-
За. «История Психеи» 125 -
ЗЬ. Аркадия и Рай 131 -
4. Религиозные картины 1897-1913 гг. 140
4а. «Легенда св. Губерта» 141 ■
4Ь. «Благовещенье во Фьсзоле» и «Добрый
самаряшш»: историческое измерение христианства 146 -
4с. Ансамбль «Прославление св.Креста» и другие религиозные картины: страдание и жертва 154
5.Оформление церкви Сент-Маргерит:
теологически-эстетичсское единство 172
37
96
45
50
67
75
84
96
177
100
111
119
140 131 140 - 172 146
154
- 172 -177
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
178-182 183 - 194
ВВЕДЕНИЕ
Общепризнанно, что европейская цивилизация, по сути своей, на протяжении многих веков развивается как христианская. Эго, однако, не означает, что современную европейскую цивилизацию можно охарактеризовать как христианскую, ибо христианство ныне стало для западного мира уже не определяющим, а скорее одним из определяемых элементов. Повсеместно оно свелось до уровня социальной структуры или одного из возможных путей личного благочестия. Осип Мандельштам писал, что сейчас всякий культурный человек - христианин. Но что это, по существу, означает? Только то, что христианство воспринимается нами, прежде всего, как часть культуры, культурного наследия; как нечто ценное, но «отжившее» и не имеющее решающего влияния на дальнейшее развитие общества.
И хотя мы признаем влияние христианства на характер нашей философии, языка, государственного устройства и искусства, мы не можем не заметить, что дух христианства, понимаемый как стержень, пронизывающий сферы общественного сознания, ныне отсутствует. Истоки этого «отсутствия» лежат в ХУН-ХУШ веках, когда европейское (западное) общество из общества традиционного, мало-помалу, начинает превращаться в современное. Во второй половине XIX века полностью меняется парадигма жизни и развития человеческого сообщества. В новой парадигме и искусство, соответственно, стало занимать иное место.
В современном обществе, каковым оно позиционировало себя со второй половины XIX века, выстроилась целая система принципов модернизма, отличных от принципов искусства традиционного общества. Актуальным и открытым для историков искусства остается вопрос о формах и принципах создания нового сакрального искусства в рамках парадигмы модернизма. Является ли это религиозное искусство Европы второй половины XIX -начала XX вв. подлинно живым искусством, ответом на вызов
1
Которое, прежде чем стать плотью, дабы все спасти и все возглавить в Себе, уже было в мире как «свет истинный, Который просвещает всякого человека» (Ин 1, 9)»5 Так, предельно ясно и четко, очерчена роль искусства в мире, «который, как верят христиане, сотворен и храним любовью творца, впавший в порабощение греху, но освобожденный по сокрушении власти Лукавого Христом распятым и воскресшим, дабы преобразиться согласно замыслу Божию и достигнуть своего завершения»6.
Подытожим основные положения католической Церкви:
- наш мир и мы сами сотворены, освобождены, но еще не пришли к своему завершению. Мы находимся только на пути к совершенству;
- искусство, вместе с другими видами деятельности человека должно служить его освобождению от всего низменного и восхождению человека к Богу;
- таким образом, оно предстает и как обязанность человека, и как его ответ на призвание Бога. Оно обозначает его участие в диалоге с Богом;
- это именно ответ, а не собственная инициатива. В начале любой деятельности находится Бог, и в конце ее тоже Он.
Именно эта точка зрения царствовала в европейском традиционном обществе, то есть на протяжении всего средневековья. В XVI веке, с наступлением эпохи Возрождения, происходит смещение внимания с Бога на человека. С XVII века начинается нарастание популярности деизма, который утверждает, что хотя Бог нас и создал, но больше Он не вмешивается в человеческую жизнь на земле. В XVIII веке, в эпоху Просвещения, происходит настоящий прорыв в области духа, когда новые принципы завоевывают всю Европу. Энциклопедисты проповедуют историческое развитие как прогресс (все лучшее впереди), Бога как концепцию, в которой можно и не нуждаться («праздный Бог»), и, наконец, разум как основу всех действий человека. Разум наделяется теоморфными качествами - он и
5Gaudium et Spes , 57//Документы Второго Ватиканского Собора, М., 1998,с.428-429
e Gaudium ct Spcs, 2 //Ibid., c.378
20
всеблагой, и всемогущий. На короткое время Французская Революция устанавливает даже культ Верховного Разума. Религия воспринимается как некое суеверие, предрассудки темных людей. В XIX веке окончательно провозглашаются четыре опоры «современного общества» - естественные науки, техника, индустрия, демократия. Человек сам, своими силами добьется успешной счастливой жизни в будущем. Религия же вытесняется из жизни общества. Она воспринимается теперь как глубоко личное дело, как особые внутренние переживания человека.
Католическая Церковь, как социальный институт, переживает бурные потрясения. Перечислим только основные вехи ее трудной истории. После Французской Революции Церковь теряет свои владения - Папскую Область, а в 1870, в результате волнений в Италии, лишается и Рима. В 1808 году окончательно разваливается Священная Римская Империя, а когда в 1815 году на Венском Конгрессе Ватикан требует восстановления былой политической власти, папе решительно отказывают. В 1837 году в Испании происходит секуляризация и отмена всех церковных привилегий. В 1845 немецкие католики собираются в Лейпциге, чтобы создать национальную Церковь Германии, а в 1873 году противники догмата о безошибочности папы образуют Старокатолическую Церковь. С 1871 по 1887 год длится «Культуркампф» в Пруссии - борьба между правительством и Церковью. Только при папе Льве XIII (1878-1903) отношения между Церковью и европейскими государствами начинают потихоньку стабилизироваться, а сама Церковь - выходить из кризиса.
Таков неспокойный исторический фон, на котором проявляется великий упадок католической духовности. Становится распространенным выражение «слушать мессу», то есть развивается убеждение в том, что служит лишь священник, а все остальные - пассивные наблюдатели. На самом деле, мессу часто даже и не слушали: во время мессы прихожане читали в молитвенниках свое, а священник говорил свое. Так дискредитируется идея мессы как совместного служения людей Богу.
21
- Київ+380960830922