Ви є тут

Произведения Софии Губайдулиной для баяна

Автор: 
Миронова Ульяна Александровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
170
Артикул:
172586
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение 4
Глава I. «Народный» инструмент и «академический» композитор как творческая парадигма
§ 1. Отечественная история баяна: эволюция конструкции,
исполнительства и репертуара 20
§ 2. Композитор о своей жизни и «тайне» творчества 34
§ 3. Творческий диалог композитора и исполнителя 42
Глава П. Духовный мир автора в зеркале произведений для баяна: жанрово-драматургический аспект
§ 1. Философско-религиозное мировоззрение как основа духовного мира композитора
§ 2. Сакральность творчества в жанрово-драматургическом претворении произведений
Глава Ш. Особенности музыкального языка баянных сочинений
С. Губайдулиной 100
§ 1. Принципы временной организации в баянных
произведениях С. Губайдулиной 102
§ 2. Особенности макротематизма 115
§ 3. «Игра» структурно-тембровых взаимодействий
в музыкальном материале 123
Заключение 135
Библиография 140
Приложения 165
53
66
3
В Губайдулиной пленяет ее необычайная чистота во всем, вера в свой творческий путь, в людей, в красоту и правоту мира, она вся состоит из подлинных и бесхитростных помышлений, оценок, замыслов, поступков, слов и сочинений.
М. Юдина.
15
философских идей. Композитор представляется очень цельной творческой натурой, никогда не изменявшей своим эстетическим принципам и бережно сохраняющей свою индивидуальность. И в малом, и в большом она всегда остается сама собой, каждая миниатюра и концепционное сочинение композитора воспринимаются как искренний монолог творца. Мир её мыслей настолько глубок и разнообразен, что каждое произведение воспринимается микрокосмом души автора, дающим представление о макрокосме творчества в целом.
Обращение к любому из произведений Губайдулиной требует серьезного осмысления ее композиторской техники, природы творчества, своеобразия музыкальной индивидуальности. К нынешнему времени София Асгатовна признана классиком баянной литературы, но, как уже отмечалось, исследования, посвященного целостному анализу ее баянных сочинений, не существует. Насущную необходимость появления такого исследования отмечают не только баянисты. Например, в последнем выпуске журнала «Народник» об этом пишет виолончелист и первый исполнитель некоторых произведений Губайдулиной В. К. Тонха (250, 22). Художественный вклад
С. А. Губайдулиной в баянное искусство получил высокую оценку исполнителей, слушателей и коллег, однако исследования, посвященного целостному анализу ее сочинений для этого инструмента, не существует. Все вышеизложенные факты подтверждают актуальность темы диссертации.
Главной проблемой диссертации стало выявление своеобразия баянного наследия С. А. Губайдулиной.
Для ее решения был выделен круг субпроблем:
• проследить формирование творческого интереса композитора к инструменту через факты биографии;
• провести исследование баянных произведений, выявляя феномен мышления Губайдулиной через философско-эстетический, историкостилистический, формально-содержательный аспекты;
16
• проанализировать особенности техники композиции;
® рассмотреть в проанализированных сочинениях эволюцию авторской стилистики;
о определить специфическую роль избранных произведений в развитии и обогащении баянного репертуара второй половины XX — начала XXI веков.
В основу гипотезы исследования легло предположение, что баянные произведения Губайдулиной, раскрывая новые возможности инструмента и отражая характерные черты авторского стиля, образуют самобытное целостное явление современной музыкальной культуры.
Объектом исследования стали произведения С. А. Губайдулиной для баяна и с участием баяна с привлечением произведений других авторов для обрисовки исторического контекста.
Предмет исследования - авторский стиль баянных сочинений С. А. Губайдулиной, складывающийся из нескольких параметров:
1) эволюции баянного творчества;
2) его философско-эстетического содержания;
• 3) особенностей композиторской техники, как основы авторского языка.
В качестве материала исследования избраны опубликованные в отечественных издательствах произведения: одночастная пьеса «De profundis» для баяна соло, партита «Семь слов» для баяна, виолончели и камерного оркестра, пять пьес «Silenzio» для баяна, скрипки и виолончели; соната для солирующего инструмента «Et exspecto» и концерт для баяна и большого симфонического оркестра «Под знаком скорпиона» (факсимиле рукописи).
Методология исследования базируется на комплексе подходов: историко-стилевом и стилистическом, системно-структурном и компаративном, герменевтическом и семантическом. Теоретическую базу диссертации составили труды, посвященные теории композиционного процесса, логике и современной технике музыкальной композиции, музыкальной семантике, герменевтике и семиотике: Н. Гуляницкая, Э. Денисов, JI. Дьячкова, Ц. Когоутек,