Ви є тут

Проблемы современной органной музыки

Автор: 
Воинова Марина Владиславовна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2003
Артикул:
172936
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие..................................................................... 3
Введение....................................................................... 4
ЧАСТЬ I.
ОРГАН И XX ВЕК
Глава 1.
Особенности современной органной культу ры
1. Органная музыка XX века в русле общих тенденций современного
музыкального искусства........................................................................................................................................................................... 9
2. Выдающиеся композиторы-органисты XX века и их вклад в историю органной культуры....................................................................... 14
3. Значение XX столетия в формировании органного потенциала России.
Ос новые этапы................................................................. 19
4. Органная музыка московских композиторов: 1980-е - 2000-е....................... 27
Глава 2.
Эволюция органа в XX веке
1. Музыкально-исторические и технологические факторы эволюции
органос гроения в XX веке...................................................... 34
• Немецкая органная реформа первой половины XX века
«Ог£е1Ьс\уедш1£»......................................................... 37
• «Новое органное движение» в России: конец 1980-х 1990-е................... 39
2. Этапы модернизации органа в XX веке:
• Внешние параметры......................................................... 42
• Внутренние параметры...................................................... 43
• Внедрение электронных систем управления и контроля........................ 47
3. Электронные органы. К истории возникновения, принцип действия
и основные разновидности....................................................... 51
4. Орган и компьютер. Теоретические основы цифрового синтеза звука
в электронных органах и современное органное творчество........................ 54
ЧАСТЬ II.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОЙ ОРГАННОЙ КОМПОЗИЦИИ
Глава 3.
Развитие жанров органной музыки XX века
1. Общие тенденции................................................................
2. Систематика жанров............................................................. 61
3. Духовные жанры современной органной музыки..................................... 65
4. Параметры обновления жанров органной музыки в XX веке.......................... 69
Глава 4. 79
К систематике форм органной музыки XX века
1. Принципы классификации форм современной органной музыки........................ ^
2. Современная техника композиции и органная партитура............................ 92
• Додекафонные и модальные формы............................................ 93
• Алеаторика и минимализм................................................... 101
• Сонорика и тембровые композиции........................................... 105
Глава 5.
Проблемы исполнительства современной органной музыки
1. Эволюция органной нотации и проблемы интерпретации современных органных сочинений................................................................... 115
2. Классификация новейших исполнительских приёмов:
• Глиссандо.............................................................. 120
• Кластеры............................................................... 123
• Прочие сонорные и сонористические (шумовые) эффекты.................... 127
3. Композиция, импровизация и интерпретация в органной музыке XX века.......... 129
Заключение.................................................................. 135
ЛИТЕРАТУРА................................................................. 141
ПРИЛОЖЕНИЯ
I. ОРГАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ XX века
(соло и в ансамбле).................................................. 151
И. КОМПОЗИТОРЫ XX ВЕКА И ОРГАН:
Ю. Буцко об органе и современной музыке............................. 176
Из авторских комментариев к произведениям............................ 178
Б. Гецелев о сотрудничестве с органисткой Г. Козловой................ 191
III. ОРГАН В XX ВЕКЕ:
Иллюстрации.......................................................... 192
Диспозиции органов................................................... 201
Источники............................................................ 211
IV. ИЗ НОВОЙ ИСТОРИИ ОРГАНА В РОССИИ.
Приказ Министра культуры СССР о создании Комитета по органостроению
(из архива Л.И. Ройзмана музея МГК).................................. 213
Докладная записка Л. И. Ройзмана начальнику Методического кабинета по учебным заведениям искусств Министерства культуры ССССР [о ситуации в органном образовании]
(из архива Л.И. Ройзмана музея МГК).................................. 216
Список органистов СССР (1987)
(из архива Л И. Ройзмана музея МГК).................................. 221
Органисты Московской консерватории (1980-е - 2003)................... 226
Органы России........................................................ 227
V. НОВЕЙШИЙ ЭТАП:
Концерты проекта «Современная органная музыка»: 1997-2003............ 231
Крупнейшие органные конкурсы и фестивали............................. 235
VI. СЛОВАРЬ ОРГАНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ......................................236
О тембрах органных регистров......................................... 239
О двух видах электронных органов: аналоговом и цифровом.............. 240
Среди задач «Нового органного движения» была идея проведения серии фестивалей, посвящённых определённым проблемам органного исполнительства. Приглашение видных зарубежных органистов для участия в программах фестивалей и мастер-классах50 должно было усилить просветительскую направленность движения. Каждый из фестивалей был посвящён различным историческим стилям и исполнительским школам. Так, к примеру:
1 фестиваль (Челябинск, 11-15.03.1992) был посвящен музыке Франции от барокко до С. Франка;
И фестиваль (Уфа, 26-30.01.1993) — музыка Баха;
ЇП фестиваль (Архангельск, 15-19.10.1993) — северонемецкое барокко;
IV фестиваль (Челябинск, 8-12.04.1994) — музыка С. Франка и Ж. Алена ;
V фестиваль (Вятка, 19-24.09.1994) — Фрескобальди и южнонемецкое барокко ;
VI фестиваль (Санкт-Петербург, 16-20.09.1995) был посвящен историческому органу Капеллы ;
VII фестиваль (Ульяновск — Уфа, апрель 1996 и Волгоград, март 1996) — свободная программа,
прошли мастер-классы, посвященные музыке О. Мессиана;
VIII фестиваль (Челябинск, 30.11-5.10.1997) был посвящбн 10-летию органа.
К 1997 году проведение фестивалей прекратилось, поскольку' они исчерпали себя: основные проблемы органного искусства были рассмотрены, был накоплен богатейший опыт исполнительства. Почти все участники «Нового органного движения» состояли в Ассоциации органистов России, образованной в 1988 году по инициативе О. Янченко.
Разумеется, с прекращением фестивалей «Движения» деятельность молодых органистов не прервалась, многие из них стали солистами филармоний:
Анастасия Сидельникова, Алексей Шмитов — в Москве;
Николай Григоров — в Харькове;
Тарас Багинец — в Свердловске;
Людмила Камелина— в Красноярске;
Светлана Бережная — в Кисловодске;
Виктор Ежов — в Архангельске.
50 В мастер-классах и концертах фестивалей приняли участия крупнейшие исполнители из разных стран: Ги Бове (Швейцария), Харальд Фогель, Йон Лауквик (Германия), Ханс Фигиус (Швеция), Даниель Рогг, Мишель Шапюн (Франция), Кари Юссила (Финляндия), Ханс ван Ньюкол (Нидерланды) и др.
22
1997-2003: Новейший этап
Период конца 1990-х и начала нового, XXI века был ознаменован оживлением концертной жизни как в регионах нашей страны (что продемонстрировали фестивальные циклы «Нового органного движения»), так и в её центре — Москве. Традиционно столица всегда была инициатором крупнейших событий в органной жизни России. Здесь установлен самый большой исторический орган (в Большом зале консерватории), одним из первых (вслед за Санкт-Петербургом) открылся органный класс (ещё в XIX веке: 1855), в Москве сконцентрировано подавляющее большинство органистов51.
После смерти Л. И. Ройзмана (1989) традиции московской органной школы не прервались; просветительские концерты (правда, уже без лекций) в Большом зале консерватории продолжались. Теперь они проводятся как ежегодные благотворительные вечера кафедры органа памяти А. Ф. Гедике (обычно в феврале-марте) и памяти Л. И. Ройзмана (в апреле).
Помимо многочисленных органных концертов, проводимых в залах Московской консерватории филармонией (то есть где принимают участие солисты МГАФ52), значительную часть составляют вечера классов педагогов и аспирантов кафедры органа, а также различные концертные программы. Среди них отметим проект «Современная органная музыка» (с 1997 по 2000 — «Органная музыка XX века»), и не только ввиду непосредственного участия автора этих строк в его создании и деятельности. Этот проект существенно обновил концертную афишу Москвы, он позволил расширить и популяризировать современный органный репертуар: на концертах из цикла «Органная музыка XX века»53 и «Современная органная музыка» успешно состоялся ряд новых премьер сочинений зарубежных и отечественных (преимущественно московских) авторов. Осуществляется издание нотных сборников из произведений современных московских композиторов54, возобновляющее традицию антологии отечественной органной музыки (прерванную в начале 1990-х).
51 См. упоминаемый выше Список органистов, связанных с Московской консерваторией (1990-е - 2003).
ьг МГАФ здесь и далее — Московская государственная академическая филармония.
5> Список концертов и исполненных произведений см. в Приложении. С. 231-234.
«Органные сочинения молодых московских композиторов» (М., 1998) и «Современная органная музыка московских композиторов» (М., 2002). Оба — под редакцией М. Воиновой.
23