ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕЛЮДИИ ДЕБЮССИ 15
Прелюдия и сюита: вопросы генезиса. Исторический обзор 15
Французские композиторы - непосредственные предшественники Дебюсси в обращении к жанру прелюдии (миниатюры): Сен-Санс,
Франк, Шабрие, Сати 26
Влияния инонациональных музыкальных культур 37
ГЛАВА II. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕЛЮДИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ДЕБЮССИ 43 Аспекты прелюдийности 43
«Арабески» 52
Верлен и Дебюсси: музыкальные воплощения «Галантных празднеств».
«Бсргамасская сюита» 56
Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» 75
«Из тетради эскизов» 85
ГЛАВА III. КУЛЬМИНАЦИЯ ФОРТЕПИАННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕБЮССИ. ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ ПРЕЛЮДИИ 91
От прелюдии к поэме и от поэмы к прелюдии 91
Прелюдия... к названию 93
Содержательное пространство Прелюдий 97
Композиционные принципы Прелюдий 104
Роль факту ры 119
«По белому и черному»: тон и полутон в ладовой системе Прелюдий 123
О темпоритме прелюдий. Роль танцевальных прообразов 128
Строение цикла: аналогии с Ordre 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136
НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ 143
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 149
ПРИЛОЖЕНИЯ 154
3
ВВЕДЕНИЕ
Творчество Клода Дебюсси занимает особое место в мировом музыкальном процессе на переломе XIX и XX столетий. Путь Дебюсси-композитора - самого яркого представителя направления, которое получило I название «импрессионизм», не просто совпал по времени с эпохой сущест-
венных перемен в европейской культуре. Его открытия обновили систему музыкального языка, выводы из них были сделаны реформаторами музыки XX века - Стравинским, Бартоком, Мессианом... Прекрасно определил историческую роль Дебюсси Пьер Булез: «Время Дебюсси - это и эпоха Сезанна и Малларме; это дерево с тремя стволами, возможно, стало древом свободы {курс. авт. - Т. Т.) современного искусства»1.
Феномен творчества Дебюсси на протяжении почти девяноста лет привлекает внимание исследователей. Богатство и оригинальность наследия композитора раскрываются как в аспекте рассмотрения отдельных проблем, ^ так и с помощью системного комплексного подхода. В фундаментальных ра-
ботах Леона Валла, Эдварда Локспайзера, Эмиля Вюйермоза, Ю. А. Кремле-ва обосновывается уникальное значение наследия Дебюсси в истории мировой музыки, ставится важнейшая для творческого метода композитора проблема взаимодействия музыки и других видов искусства. Основной акцент на эстетических и философских проблемах творчества характерен преимущественно для подхода зарубежных исследователей (В. Янкелевич, Ст. Яроцинь-ский).
Дебюсси совершил открытия практически в каждом жанре, к какому » бы он ни обратился. И все же, по-видимому, фортепианная музыка благодаря
специфическому богатству своих выразительных возможностей была особенно близка композитору. В связи с темой настоящей диссертации внима-
1 Цит. по: Goïéa, Antoine. Claude Debussy: l’homme et son œuvre. - Paris: Ed. Seghers, 1966. P. 170.
14
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ
Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения; включает также нотные примеры и Приложения. Введение содержит анализ научной литературы о Дебюсси в аспекте освещения проблем фортепианного творче-I ства композитора, обоснование темы диссертации, изложение основных
идей, выдвигаемых автором. Глава /, имеющая название «Исторические предпосылки формирования прелюдии Дебюсси», посвящена предыстории прелюдии - жанра, который насыщается в творчестве композитора новаторским содержанием. В Главе II - «Эволюция прелюдии в творчестве Дебюсси» - ранние фортепианные произведения, а также некоторые камерновокальные сочинения и Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» анализируются в аспекте кристаллизации прелюдийного инварианта. Глава III называется «Кульминация фортепианного творчества Дебюсси. Двадцать четыре Прелюдии». Прелюдии рассматриваются в следующих аспектах: образ-# но-символическое содержание, композиционные принципы, трактовка фор-
тепиано, танцевальные жанровые прообразы. Становится очевидным соответствие между композицией прелюдий и циклической формой целого -сюиты типа Ordre. В Заключении подводятся итоги исследования.
»
15
ГЛАВА I
Исторические предпосылки формирования прелюдии Дебюсси Прелюдия и сюита: вопросы генезиса. Исторический обзор
Исследователи неоднократно отмечали, что прообразом фортепианных » циклов Дебюсси, не говоря уже о собственно сюитах, являются les Ordres
французских клавесинистов. Очевидно, что «воскрешение» жанра сюиты типа Ordre на новом историческом этапе доказывает приверженность Клода Французского идеалам национального искусства. Данный факт приобретает особое значение, если сопоставить его с представлением композитора о времени Куперена, Рамо, Ватто, Буше как о золотом веке истинно французской культуры.
Эстетика «галантных празднеств», идеализированно воспетых и при этом - сближенных с современностью в поэзии Поля Верлена, на протяжении многих лет служила для Дебюсси источником вдохновения. Результатом ш ее воздействия стало создание произведений как фортепианных («Бергамас-
ская сюита», «Маски», «Остров радости»), так и камерно-вокальных (в первую очередь назовем две серии «Галантных празднеств»); кроме того, в 1909 году композитор увлекся идеей балета «Маски и бергамаски», предназначенного для дягилевской антрепризы, однако данный замысел остался неосуществленным. Своеобразные отголоски «галантных празднеств» слышны и в настойчивых обращениях композитора к жанру Ordre как наиболее характерному для «галантной эпохи». Однако всякий раз Дебюсси наделяет сюиту типа Ordre индивидуальным содержанием, мягко подчеркивая, «оттеняя» те * или иные ее свойства. Представляется необходимым краткий экскурс в исто-
рию жанра для того, чтобы попытаться выявить привлекательные для композитора композиционные и содержательные возможности как прелюдии, так и Ordre.
- Київ+380960830922