ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ........................................................ 3
Глава I АРХИТЕКТУРА КЛУБОВ НОВОСИБИРСКА ПЕРИОДА СИМВОЛИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 1917 - 1927 гг................................ 5
1 Архитектура первых рабочих клубов Новосибирска в начале 1920-х гг. 5
2 Клубы для комплекса массовых действ в Новосибирске
(середина 1920-х гг) .. 9
3 Символический романтизм и рационализм в архитектуре клубов общественного центра Новосибирска (рубеж 1920 - 1930-х гг)............. 26
Глава II АРХИТЕКТУРА КЛУБОВ и ДВОРЦОВ КУЛЬТУРЫ НОВОСИБИРСКА ПЕРИОДА АВАНГАРДА (конец 1920 - начало 1930-х гг) 37
1. Градостроительный комплекс синтетического театра новосибирского Дома Науки и Культуры и «лента» рекреации в начале 1930-х гг........... 44
2. Эволюция архитектуры синтетического театра новосибирского Дома Науки и Культуры в 1930-е гг и творческие течения советского авангарда 82
3 Конструктивизм и рационализм в архитектуре клубов Новосибирска начала 1930-х гг...................................................... 105
I Глава III АРХИТЕКТУРА РАБОЧИХ КЛУБОВ и ДВОРЦОВ КУЛЬТУРЫ
НОВОСИБИРСКА середины 1930 - первой половины 1950-х гг .............. 117
1 Развитие архитектуры клубов и Дворцов Культуры Новосибирска от
авангарда к «освоению классического наследия» (середина - конец 1930-х гг) 117 2 Клубы и Дворцы Культуры Новосибирска послевоенных лет и значение их градостроительных ансамблей в структуре города (1940 - 1950-е гг.). 136
Заключение .........................................................161
Примечания.................... .. . ... . .163
Библиографический список............................................226
Приложения Графические таблицы 234
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы Рабочие клубы стали с начала 1920-х гг ведущим типом общественных зданий Их роль наиболее полно проявилась в «новых» промышленных центрах - Харькове, Ростове-на-Дону, Свердловске и Новосибирске В формировании Новосибирска новая архитектура сыграла доминирующую роль Выгодное размещение в системе коммуникаций, административные функции и развитие тяжелой промышленности, финансировавшей строительство, сделали Новосибирск в первой половине XX в местом масштабных экспериментов в клубной архитектуре Отличием нового города стали бурные темпы строительства и нехватка местных архитектурных кадров Поэтому все важнейшие клубы и Дворцы Культуры Новосибирска этого периода построены по проектам представителей ведущих архитектурных направлений, а их архитектура испытала сильнейшее воздействие новаторских концепций формообразования В отличие от исторически сложившихся к началу XX в городов клубы и Дворцы Культуры сыграли в формировании архитектурного «лица» Новосибирска активную роль
Непрерывный процесс наращивания клубной инфраструктуры, представленный всеми типами и архитектурными школами того времени, дает возможность исследовать развитие рабочего клуба в условиях нового промышленного города Сибири
Состояние вопроса Архитектура рабочих клубов и Дворцов Культуры Новосибирска специально никогда не исследовалась Ученые выявляли общие закономерности рабочего клуба в целом по СССР (труды М Г Бархина, Я А Корнфельда, В Э Хазановой, С О Хан-Магомсдова и др ) Рассматривали клубы мастеров советской архитектуры (исследования А Г Бархиной, В В Кириллова, Г Д Ощепкова, А А Стригалева, С О Хан-Магомедова, А Г Чинякова и др) Или затрагивали при изучении градостроительства Сибири в более широких масштабах и временных пределах (работы СII Баландина, В Ф Болдырева, В Т Горбачева, А Д Крячкова, Б И Оглы, Г Н Туманика, А Г.Туманика и др)
Объект исследования - рабочие клубы, ДК Новосибирска и их проекты Предмет исследования - особенности развития архитектуры рабочих клубов и Дворцов Культуры в структуре индустриального центра Сибири - города Новосибирска
Границы исследования территориальные - город Новониколаевск-Новосибирск, хронологические - первая половина XX в
Нель исследования заключается в реконструкции картины развития архитектуры рабочего клуба на протяжении первой половины века в условиях нового промышленного центра - г. Новосибирска - под воздействием различных течений советской архитектуры Методика исследования основана на изучении отечественных и зарубежных источников, материалов периодической печати, чертежей и документов из фондов централь-
1 Пам Ленина - от «монолита» к деталям В ходе реконструкции Дом Ленина утратил значение романтического символа Революции и агитационно-символический смысл как памятник В И Ленину Симметричная, уравновешенная и пирамидальная композиция Дома Ленина, а также его компактный объем и образ «мавзолея» в целом соответствовали представлениям классической архитектуры Поэтому в ходе реконструкции силуэт здания в целом сохранился Реконструкция затронула его детали Прежде всего был ликвидирован главный объем-символ - «мавзолей» С ним исчезли лозунговые надписи и даты жизни В И Ленина, флагштоки и были демонтированы агитационные балконы Если объемная композиция Дворца Труда упрощалась, то Дом Ленина напротив обогащался классическими деталями Авторы Дома Ленина стремились «очистить» его объем от «бутафории» и «декорации» Напротив, в конце 1930-х гг реконструкция этого здания шла именно по пути «насыщения» его гладких плоскостей классическими деталями Но с измельчением масштаба пропала монументальность и «мощь внешних форм» Такие плоскости уже не сочетались со щитами агитации34
2 Лвореи Труда - от сложности к простоте. Реконструкция Дворца Труда привела к тому, что он потерял свой первоначальный символический образ «крепости осажденною пролетариата» Динамичная и сложная композиция Дворца Труда менее всего была связана с традициями классической архитектуры Поэтому в ходе перестройки «под классику» здание потеряло свой динамичный и сложный силуэт Линия на упрощение силуэта наметилась уже в первых проектах реконструкции Исчезли вертикали (башни, флагштоки, скульптура Ленина) Силуэт Дворца выравнивался («нивелировался») «под карниз» - здание надстраивалось, а пространства между башнями закладывались, образуя ступени этажей Постамент вместе со скульптурой был демонтирован из открытой лестницы и вынесен за пределы здания При этом комплекс распался как единое целое В ходе нескольких реконструкций объемы цельного комплекса были «разделены» как цветовым решением (бело-зеленое и желто-красное), так и классическими деталями (упрощенными и «настоящими») на 2-е стилистически принципиально различные части Дворец Труда и кинотеатр «Октябрь» (бывший Пролеткино)35
Роль шрифтовых композиций в архитектуре обоих зданий была противоположной (1) В архитектуре Доме Ленина надписи-лозунги играли агитационную роль, воздействуя на эмоции демонстрантов С их исчезновением Дом Ленина потерял свою эмоциональную силу (2) Напротив, во Дворце Труда надписи лишь информировали о функциональном назначение объемов Поэтому в ходе реконструкции они, изменившись по содержанию, остались на своих местах36
Глава I. Часть 3
СИМВОЛИЧЕСКИЙ РОМАНТИЗМ и РАЦИОНАЛИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ КЛУБОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ЦЕНТРА НОВОСИБИРСКА (рубеж 1920 - 1930-х гг.)
Гл I ч 3-1 ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ КЛУБОВ ОБОИХ ТЕЧЕНИЙ ФОРМАЛИЗМА В РАЗВИТИИ ПРОСТРАНСТВА МАССОВЫХ ДЕЙСТВИЙ Одной нз ветвей символико-романтического формализма стал [юциопализм Оба течения имели ряд общих градостроительных установок для придания градостроительного значения общественным сооружениям и организации пространств, связанных с ними Оба течения формализма в советской архитектуре (<символико-романтическгш и рациональный) с одной стороны, сближали общие черты, с другой стороны, рационализм формировался позднее Изменившиеся градостроительные условия привели к формированию иных градостроительных целей у рационалистов Наличие в Новосибирске синтетических комплексов обоих течений формализма - и символико-романтического и рационального - позволяет проводить их сравнительный анализ в рамках одного Новосибирска, не в обще теоретических положениях, а с конкретной градостроительной привязкой на участке, приводя общесоюзные аналоги лишь в качестве теоретической базы В обоих синтетических комплексах Новосибирска - планировавшемся в конце 1920-х гг на основе Дома Ленина и Дворца Труда и формировавшемся с первой половины 1930-х гг вокруг ДНК - можно отметить как общие черты, так и их развитие в последнем Сопоставление различных по трактовке, но общих по функциональному смыслу элементов комплексов обоих направлений позволяет выявить новые,рационалистические черты в комплексе ДНК 1
1. Общей чертой обоих комплексов был синтез архитектуры и различных видов искусства (театра, скульптуры, живописи, инженерии) При проектировании использовалась система панорамных ориентиров, чередование замкнутых и открытых пространств, клубы-ориентиры получали необычное объемно-пространственное решение, новаторски использовались скульптура, цвет, озеленение В обоих комплексах их ведущие общественные здания (Дом Ленина, Дворец Труда и синтетический театр ДНК) получали значение градостроительных доминант в панораме города Здания отличала развитая пластическая композиция Они мыслились политическим символом города и победы Революции в Сибири, главным зданием политического форума (идеологическим «храмом»)
Но соотношение различных сторон этого синтеза в обоих комплексах, их функциональная и композиционная структура и градостроительная роль, несколько различались Оба комплекса получали значение общественного центра Новосибирска, формировались на основе Ярмарочной площади в Центральной части города, со всего города к ним
- Київ+380960830922