УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ
АА - архитектурные аналогии.
АГЗ - архитектура гражданских зданий.
АПС - архитектурно-производственная среда.
АСЖ - архитектурная среда жизнедеятельности.
АСС - архитектурно-социальная среда.
БИБЛИОГРАФИЯ - [17. Т.4 (32)] или [39 ГОСТ 21.001-93], где:
[17] - порядковый номер библиографического источника;
[17 Т.4] - тоже с указанием тома;
[39 ГОСТ 21.001-93] - тоже с указанием ГОСТа;
[(32)] - ссылка на страницы.
ГРАФИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ - (Г.Т. 12 [7]), где:
(Г.Т. 12) - номер графической таблицы в соответствии со вторым томом диссертации;
([7]) - номер рисунка в обозначенной графической таблице.
ЖЗ - жилые здания.
Модулор «ДА» - Модулор «Доступной Архитектуры» - метрическая система эргономического проектирования общедоступной АСЖ как аналогия
пропорционирования (авторская .концепция)...!
___ 1 Y- V.” . • *: 1
НГ - научная гипотеза.''—• “.......г
НРООИ «ЦНЖ «Финист» - Новосибирская региональная общественная организация инвалидов «Центр Независимой Жизни «Финист»
НЦ АТТА - Новосибирский Центр «Архитектурных Технологий Традиционной Арктики».
03 - общественные здания.
ПЗиС - промышленные здания и сооружения ПЕЧАТНЫЕ РАБОТЫ АВТОРА - /22 (19)/, где:
/22/ - порядковый номер по ПРИЛОЖЕНИЮ № 1;
/(19)/- ссылка на страницы.
ТП - теория познания.
Ц - целостность.
< - этимологический символ, обозначает: «от какого слова происходит понятие».
3
ОГЛАВЛЕНИЕ ТОМ I
ВВЕДЕНИЕ.................................................................6
ГЛАВА 1. КОНСТРУИРОВАНИЕ МЕТОДИКИ.......................................12
1.1. Целостность и аналогии......................................12
1.1.1. Понятие..............................................12
1.1.2. Концепция............................................15
• 1.1.3. Метод................................................18
1.2. Проблемы теории и практики архитектурных аналогий..........21
1.2.1. Интерпретация........................................21
1.2.2. Конструирование......................................25
1.2.3. Принцип..............................................30
1.3. Архитектура и аналогии.....................................33
1.3.1. Архитектурные аналогии в языке архитектуры...........33
1.3.2. Архитектурные аналогии в вербальной системе творчества .35
1.3.3. Архитектурные аналогии в реставрации.................40
• Выводы по первой главе.........................................43
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ МЕТОДИКИ.............................................46
2.1. Архитектурное творчество и аналогии.........................46
2.1.1. Вопросы устойчивости аналогий архитектурного стиля .. .46
2.1.2. Метод аналогий прототворчества........................46
2.1.3. Архитектурные аналогии формотворчества...............47
2.2. Архитектурная природа формы и аналогии.....................50
2.2.1. Архитектура природной формы как предмет аналогии .... 50
2.2.2. Архитектурная природа творчества.....................58
• 2.2.3. Аналогия формы в онтологии творчества................62
2.3. Аналогии мышления в архитектуре............................64
2.3.1. Человек и архитектурная среда........................64
2.3.2. АСЖ..................................................71
2.3.3. АСЖ как знаковый символ искусства....................77
Выводы по второй главе...........................................89
исторический прототип. Таким образом, архитектор формировал и сознание потребителя, и его определенность в культурно-исторических образцах жизни и мысли. Архитектурная аналогия трактовалась как культурно-исторический образец или протопит жизни и мысли. От современного архитектора требуется решение проектной темы не на основе личностного знания, а на некотором «объективном» эвристическом основании [116 (46-47), 28, 60,61, 62,36].
Другой формой аналогии, традиционно используемой в архитектурной практике, являлась архитектурная аналогия формотворчества, которая основывалась на методе прямых или косвенных аналогий образа/формы или просто подчинялась общим законам гармонии, как музыка, например [90 (327)]. «Лингвистическая аналогия» но Г.З. Каганову рассматривает городскую среду как особый вид текста, критериями которого предлагаются: простота и связность. На пересечении этих критериев возникают различные жанровые характеристики текста, а в процессе обмена между ними - средовой стиль [68; 96 (15)]. Кроме того, аналогиями образа и формы могут служить, к примеру, характерные фрагменты застройки улиц: «ремесленные кварталы, объекты фоновой застройки; стереотипы городской застройки: «ампирные городские усадьбы первой половины XIX века», доходные дома второй половины XIX века, особняки конца XIX века Москвы» (номенклатурно-типологических и стилевых аналогии) и пр. [95 (44-70, 152)].
История архитектуры базируется на знаниях эпистемологии [130, 35, 163, 160] и библиографической деятельности [103], археологии и этнографии [108, 132, 105, 121, 132], а также целого ряда других наук, изучает реальную картину архитектурно-строительной деятельности. В процессе научного и художественного анализа обширного исторического материала, в основном рассматриваемого как история развития архитектурных форм, архитектурная теория соответственно отдает предпочтение методу внешней аналогии образца, дополнительно развивает технический язык архитектуры [60, 61, 62], который в качестве аналогии, по наблюдению Андрео Палладио, Е.А. Ащепкова [9], СЛ. Кузнецова [79], Ю.С. Лебедева [5, 85], И.Ю. Лимонада и А.И. Цыганова [88], A.B. Ополовникова [106], а также других исследователей [147] интерпретирует тектонику архитектурного объекта.
Чаще всего используют метод прямых аналогий образа формы, то есть похожесть образа, схожесть образных элементов и подражание им. Затем следует творческое переосмысление, которое, как правило, сводится к личной
аналогии, к субъективным эмоциям и оценкам. Метод прямых аналогий удачно применяют в дизайне, сочетая функцию формы с ее образом, соответствующем этой функции. Если перевести вышесказанное на архитектурный язык слов-образов, то увидим, что соотношение функции и формы может представлять собой аналогию как вербальной, так и визуальной системы профессионального языка. В результате данного исследования будет сформулирована более точная: концепция, определяющая место архитектурной аналогии в композиции слова и образа, тектоники и творческой идеи архитектора-проектировщика, студента-архитектора и потребителя. Первые два факторных элемента представляют собой пользователей-интерпретаторов, а последний, - пользователей-потребителей.
Диссертационное исследование с одной стороны обозначает проблемную ситуацию не вполне осознаваемого использования метода архитектурных аналогий в профессии, с другой стороны иллюстрирует многогранное использование архитектурной мысли как таковой, проявляющейся в виде архитектурных аналогий в том числе. Архитектура вбирает в себя значительный объем знаний по искусству и культурологи, технике и технологии, строительству, конструированию и инженерному обеспечению, истории традиций творчества и созидания, социологии, этнографии, аркологии, эниологии, этимологии, психологии и философии и пр. В каждой из перечисленных составляющих архитектурная аналогия выступает особенным образом и не всегда носит объективный характер. Комплексный подход к исследованию данной« проблемы позволит научную гипотезу приблизить к валидности:
Таким, образом, констатируется, что предлагается и разрабатывается методика «целостных прочтений архитектурных традиций по принципу созидательных аналогий». Использование методики будет способствовать расширению границ и методов исследования в области теоретической реставрации («Предварительные работы» и «Исследования памятника архитектуры»), а также в области реального реставрационного проектирования («Исполнительный проект реставрации или проектирование», раздел «Проект благоустройства прилегающей территории к охранным зонам»).
Метод архитектурной аналогии в реставрационном проектировании прошел эволюцию от «волевой эмпатии» (термин автора) по примеру реставрации Василием Ермолиным во второй половине XV века
- Київ+380960830922