01
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ________________________________________________________________/
ГЛАВА 1. УСАДЕБНЫЙ ДОМ В ТРУДАХ А. Г. БОЛОТОВА..........................1
РАЗДЕЛ 1. Усадебный дом по А. Т. Болотову: расположение, ориентация,
строительные материалы, структура помещений......................1
РАЗДЕЛ 2. Разновидности загородных домов по А. Т. Болотову......11
РАЗДЕЛ 3. Практический опыт усадебного строительства, полученный А.
Т. Болотовым при перестройках родительского и возведении своего собственного дома в родовом имении Болотовых - деревне Дворяниново.. 27
ГЛАВА 2. УСАДЕБНЫЙ САД В ТРУДАХ А. Т. БОЛОТОВА.........................34
РАЗДЕЛ 1. Сады, различавшиеся по характеру местоположения.......34
РАЗДЕЛ 2. Сады, различавшиеся по характеру производимых ими
впечатлений.....................................................38
РАЗДЕЛ 3. Сады, различавшиеся по социальному статусу их владельцев... 58
РАЗДЕЛ 4. Составляющие элементы сада............................62
РАЗДЕЛ 5. Практическая деятельность А. Т. Болотова по устройству
садов...................................................... 101
ГЛАВА 3. ОБРАЗЦЫ МАЛЫХ САДОВЫХ ЗДАНИЙ И ЭЛЕМЕНТОВ
БЛАГОУСТРОЙСТВА САДА В ТРУДАХ А. Т. БОЛОТОВА..........................109
РАЗДЕЛ 1. Малые садовые здания по А. Т. Болотову...............109
РАЗДЕЛ 2. Элементы благоустройства сада по А. Т. Болотову......123
РАЗДЕЛ 3. Практическая реализация А. Т. Болотовым представлений об идеальных малых садовых зданиях и элементах благоустройства усадьбы 147 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................157
'••••••••••••••••••••••••••••<
>••••••••<
БИБЛИОГРАФИЯ.............................
ОПУБЛИКОВАННЫЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ.
ТЕКСТОВЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ......................
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ........................
ИЛЛЮСТРАЦИИ..............................
либо по «лучшему» вкусу французских архитекторов, оставляя сторону напротив главного «жилья» или «корделожи» открытой. [«Э. М.», М., 1786, ч. XXVIII, № 90, с. 37, стр. 184-185]. Последний тип здания был наиболее согласен с образом усадебного дома, поскольку сразу при входе представал во всех своих достоинствах, а, кроме того, давал возможность обзора предместья, как из главного корпуса, так и из боковых флигелей. В этом случае не следовало закрывать вход высокой каменной стеной, ограждение могла составить легкая, со вкусом сделанная решетка. В той же степени, характеру «увеселительного замка» и «сельского дома» соответствовало расположение главного корпуса и флигелей на одной линии. При этом вся передняя сторона здания могла бы составить единое целое: «Она изъявляет вдруг расположение и отношение всех его (дома) частей друг к другу, все совершенство его симметрии и красоту его наружных боков, и прельщает уже и издали собою зрение; а жители могут не менее из флигелей, как из корделожи пользоваться во все стороны свободными видами». [«Э. М.», М., 1786, ч. XXVIII, № 90, с. 37, стр. 186]. В этом случае рекомендовалось делать боковые флигели пропорционально связанными с главным корпусом и несколько ниже, чем он.
Части ансамбля строений: главный дом, флигели, колоннады, башни.
Главный дом.
По мнению А. Т. Болотова, великолепие дома не определялось большим количеством этажей, напротив, он считал, что и одноэтажное здание могло иметь великолепный вид. [«Э. М.», М., 1786, ч. XXVIII, № 91, с. 41, стр. 193]. В случае же возвышенного местоположения даже из нижних комнат могли открываться прекрасные виды. Большее внимание следовало уделять наружной отделке здания, поскольку она должна раскрывать характер и назначение строения. Ей следовало
ГЛАВА I. УСАДЕБНЫЙ ЛОМ В ТРУПАХ А. Т. БОЛОТОВА
11
иметь «благородную простоту» и не «рассеивать» внимание многообразием и раздробленностью отдельных частей. [«Э. М.», М., 1786, ч. XXVIII, № 91, с. 41, стр. 194]. Никакой избыток украшений не должен был разрушать единства картины, никакое богатство убранства и многочисленность углов не могли рассеивать впечатление целостности. Однако следовало избегать и совершенной равности частей, акцентируя внимание на главных, и отводя на второй план соседствующие. Главный вход, по мнению А. Т. Болотова, должен был «изъявлять наивеличайшее великолепие» и находиться строго посередине дома, чтобы были видны согласие и симметрия сторон. [«Э. М.», М., 1786, ч. XXVIII, № 91, с. 41, стр. 195].
Вместе с порядком, симметрией и «регулярством», подобные здания должны были нести на себе общий характер «увеселительных замков» и сельских домов, который А. Т. Болотовым определялся, как: «простота, легкость, вольность, красота и приятность». Помимо прямого практического предназначения - жилья, «увеселительные замки» и сельские дома, многообразием своих характеров были призваны возбуждать «...особливыя чувствования высочества, великолепия, достоинства, красивости, субтильности, пристойности и скромности». [«Э. М.», М., 1786, ч. XXVIII, № 91, с. 41, стр. 194].
Флигели.
Флигели, будучи «побочными зданиями, привязываемыми к бокам главного корпуса», должны были иметь пропорциональное сходство с ним. А. Т. Болотов считал, что для увеличения впечатления величия здания, флигели должны были демонстрировать: «совершенную исправность в пропорциях», симметрию, простоту, отсутствие всего лишнего и расточительного. [«Э. М.», М., 1786, ч. XXVIII, № 91, с. 41, стр. 197].
- Київ+380960830922