2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................. 3
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к исследованию
молодежи как резерва региональных элит.............................. 15
1.1 Молодежь в социальном воспроизводстве региональных элит:
аргументы «за» и «против»................................... 16
1.2 Российские региональные элиты: особенности элитогенеза и
рекрутирования.............................................. 36
Глава 2 Российская молодежь и региональные элиты: иоле
социального взаимодействия.......................................... 59
2.1 Коридор институциональных возможностей омоложения
российских региональных элит................................ 60
2.2 Позиционирование молодежи в формировании региональных
элит........................................................ 81
Глава 3 Пути обновления региональных элит: субъектный аспект ................................................................... 105
3.1 Элитизм в ценностных ориентациях молодежи российских
регионов................................................... 106
3.2 Идентификационные предпочтения российской молодежи и
повышение инновационной активности региональных элит
126
Заключение......................................................... 148
Литература......................................................... 153
Приложение......................................................... 167
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Молодежь выполняет важную социально-воспроизводственную функцию в обществе, то есть ей принадлежит возможность определять перспективы социального развития, от ее мобилизационного, трансформационного и креативного потенциала зависит состояние общественных отношений, социальный порядок. Ведь молодежь не только поддерживает социальное достояние старшего поколения, она вносит принципиально новые условия и тенденции в функционирование социальных отношений, легитимные связи и доминирующие социальные настроения в обществе. Российская молодежь, несмотря на количественное сокращение в социально-возрастной структуре российского общества в связи с демографическим кризисом и повышением социальных рисков в молодежной среде, является резервом и действующей социальной силой в социальном и социально-экономическом развитии страны. Как пишут В.И. Чупров и Ю.А. Зубок, «включаясь в общество, интегрируясь в его структуры, она не только наследует условия жизни и отношения, оставленные родительскими поколениями, но и преобразует их, реализуя свой инновационный потенциал»1. Конечно, сфера приложения достиженческих способностей и качеств молодежи определяется ее положением в обществе, статусом в социальной структуре и политической иерархии, а также тем, находится ли молодежь в состоянии «взвешенного слоя», на периферии общественной жизни или полностью и активно интегрирована в социальные отношения, имеет доступ к социальным, экономическим, властным и культурно-символическим ресурсам.
В преобразованиях российского общества ведущая роль принадлежит элитным слоям, так как если характеризовать социальных акторов трансформационного процесса, как процесса кардинальных изменений всех сторон общественной жизни, элита является основным субъектом, определяющим социальные изменения в силу своей консолидированности,
1 Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы.
М., 2000. С. 5
16
социальных перспектив, предложения определенных социальных и социальнопрофессиональных ниш, и вхождение в региональные элиты, что представляет индикатор отношения общества к молодежи, доверия к ее потенциалу и востребованности определенных социальных качеств, чему и будет посвящена данная глава исследования.
1.Х Молодежь в социальном воспроизводстве региональных элит: аргументы «за» и «против»
Актуальность исследований в области молодежной проблематики в России растет из года в год параллельно с осознанием ее социальной роли в общественном воспроизводстве, а также нерешенностью целого спектра проблем, связанных с успешной интеграцией молодежи в общество, эффективной самореализацией в социально-профессиональной сфере. Прежде чем приступить к более глубокому анализу данной проблемы, следует сказать несколько слов о том, что следует понимать под молодежью.
Сразу же надо отметить, что в социологической литературе сложилось много подходов к исследованию понятия «молодежь», и данная социальная группа, как отмечает Н.В. Подвойская, находится в фокусе не только конкретных социологических исследований, но и теоретических дискуссий, связанных как с характеристикой самого понятия «молодежь», так и с определением ее места и роли в обществе»10.
Подробная характеригсика исследуемой нами социальной группы дана в современном энциклопедическом словаре «Социология молодежи», в котором молодежь в широком смысле рассматривается, как обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности, в то время, как в более узком, социологическом, смысле молодежь - соцналыю-дсмографичсская группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального
10 Подвойская Н.В. Молодежь и ее «жизненные силы» через призму современной вигалистской социологии // Тезисы докладов и выступлений на Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России»: В 16 т. - М.: Альфа-М, 2006. - Т. 12. С. 155.
17
положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей11.
Что касается возрастных границ определения молодежного возраста, то общего мнения среди ученых так и не сложилось, хотя некоторыми исследователями даже предлагаются показатели, с помощью которых можно измерить «взрослость» и определить возрастные границы. Например, Е. Омельченко в рамках концепции транзиции предлагает следующие показатели «взрослости»:12
- формальный взрослый статус в соответствии с существующим законодательством, разрешающий обладать основными гражданскими правами данного общества (в разных странах возрастной ценз взросления колеблется от 14 до 21 года);
- завершение профессионального образования;
- профессиональный труд (работа, занятость);
- собственная семья, дети;
- собственность (недвижимость);
- реальный статус, закрепленный социальной нормативностью данного общества.
Известным отечественным исследователем в области молодежи И.С. Коном13 в качестве определяющих особенностей молодежи как социальнодемографической группы были отмечены такие, как: совокупность возрастных характеристик, особенностей социального положения и социально-психологических свойств, которые имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.
В целом, в социологической науке возрастные рамки определения молодежи не имеют четких критериев и варьируют в пределах от 14-16 до 25-29 лет, хотя в определенных
11 Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Отв. Ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. М., 2008. С. 267.
12 Омельченко Е. Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2004.
С. 9.
13 Социология молодежи / Под ред. В.Т. Лисовского. СПб., 1996. С. 32.
- Київ+380960830922