Ви є тут

Информационная культура организации как социальный процесс

Автор: 
Шермазанова Светлана Викторовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
221
Артикул:
191958
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................4
Глава I. Информационная культура как социальный процесс ............20
1.1. Влияние информационной революции на изменение социальнотрудовых отношений.............................................20
1.2. Информационная культура организации как социальный процесс 50
1.3. Принципы оценки и формирования информационной кулыуры организации....................................................63
Глава П. Оценка информационной культуры организации ................71
2.1. Составляющие информационной кулыуры организации............71
2.2. Оценка информационной культуры пользователей ИТ ор1-анизации...89
2.3. Информационная культура пользователей ИТ в г. Санкт-Петербург... 109 Глава Ш. Формирование информационной культуры организации 118
3.1. Принципы формирования информационной культуры организации.. 118
3.2. Формирование информационной культуры пользователей ИТ в организации...........................-.......................135
3.3. Формирование информационной культуры специалистов по ИТ в организации...................................................145
Заключение........................................................163
Библиография......................................................170
Приложение 1. Занятость в обработке информации.....................186
Приложение 2. Структура кадров в социально-экономическом комплексе
г. Санкт-Петербург....................................187
Приложение 3. Динамика занятости руководителей и специалистов в Санкт-Петербурге, в том числе в отраслях «Промышленность» и
«Связь и информационно-вычислительное обслуживание» 188
Приложение 4. Информационные системы...............................189
Приложение 5. Анкета «Оценка информационной культуры пользователей
ИТ в организации».....................................190
3
Приложение 6. Демографическая структура выборки и данные о
статистической достоверности............................195
Приложение 7. Примеры индивидуальных профилей информационной
культуры пользователей..................................196
Приложение 8. Связь между показателями информационной культуры и социально-демографическими характеристиками
(коэффициенты корреляции)...............................199
Приложение 9. Политика доступа к ИТ в Санкт-Петербургском филиале
корпорации Aelita Software..............................200
Приложение 10. Этика использования ИТ (раздел Этического кодекса
организаци и)...........................................204
Приложение 11. Принципы корректного использования ресурсов
информационных технологий.............................205
Приложение 12. Профилактика развития патолог ических состояний в
результате длительной работы с ПК.......................208
Приложение 13. Назначение рейтинговых оценок программистам...........216
Приложением. Сведения об использовании информационных
технологий (форма № 3 Госкомстата России).............218
21
приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо учиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.
Информатизация общества - глобальный, общецивилизационный процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов. В процессе информатизации общества происходит преобразование традиционного технологического способа производства и образа жизни в новый постиндустриальный, на основе использования кибернетических методов и средств. Информатизация общества привела к изменению характера профессиональной деятельности на основе внедрения в нее новых информационных технологий (НИТ). Наиболее важными следствиями внедрения НИТ в профессиональную деятельность являются: повышение производительности труда в информационной сфере промышленно развитых стран за счет информатизации трудно формализуемых процедур управления, делопроизводства и т.д. и социальная напряженность, вызванная необходимостью все более частой корректировки критериев профессиональной компетенции и, следовательно, социальных приоритетов в тех профессиональных группах, где успешно развивается процесс формализации знаний. Внедрение НИТ изменяет и характер профессиональной деятельности: изменяются методы организации труда и взаимодействия вычислительной техники с людьми и производственным оборудованием, возникают связанные с этим социальные, экономические и культурные проблемы.
Современные информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ) с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками открывают большие возможности для новых форм организации труда и занятости в рамках как отдельных корпораций, так и общества в целом. Спектр таких возможностей значительно расширяется - нововведения воздействуют на все сферы жизни людей, семью, образование, работу,
22
географические границы человеческих общностей и т. д. Сегодня ИТТ могут внести решающий вклад в укрепление взаимосвязи между ростом производительности труда, объемов производства, инвестиций и занятости. Новые виды услуг, распространяющиеся по сетям, в состоянии создать немало рабочих мест, что подтверждает практика последних лет. В развитых странах в сфере обработки информации в настоящее время занято 60-70% трудоспособного населения.
До начала 1980-х годов информационные и телекоммуникационные технологии были представлены главным образом большими ЭВМ и использовались для нужд лишь половины корпоративной "пирамиды", поскольку из-за их высокой себестоимости было невозможно автоматизировать решение управленческих задач. Автоматизация повторяющихся процессов обработки информации была сравнима с автоматизацией ручного груда на основе применения машин, заменивших людей. Согласно оценкам, с 1960 по 1980г. свыше 12 млн. существовавших или потенциальных рабочих мест, связанных с обработкой информации, были автоматизированы посредством использования традиционных ЭВМ. Автоматизация рабочих мест, находившихся на нижних уровнях административной иерархии, привела к уменьшению размеров предприятий, но в то же время не вызвала кардинальных изменений в общей модели организации труда. В то время казалось маловероятным, что ИТТ могут способствовать стабильному социально-экономическому развитию; наоборот, факты свидетельствовали о том, что их роль в повышении производительности труда, формировании социальных моделей потребительского поведения, ориентированных на новые товары и услуги, создании новых рабочих мест в отраслях ИТТ по сравнению с выбытием рабочих мест в отраслях-потребителях их продукции была в целом незначительной.
Начиная с середины 1980-х годов всеобщее распространение персональных компьютеров и информационных сетей - вначале в компаниях, затем среди специалистов и в домашних хозяйствах - позволило не столько