Ви є тут

Феномен одиночества пожилых людей: социологический анализ

Автор: 
Прохорова Марина Вячеславовна
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2007
Артикул:
192128
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание:
Введение...............................................................3
Глава 1. Теоретические основы моделирования одиночества...............14
1.1 Социально-философский анализ феномена одиночества.................14
1.2 Основные направления исследования одиночества.....................27
Глава 2 Пожилые люди как социальная группа, подверженная одиночеству49
2.1 Стереотип одинокой старости в обществе............................49
2.2 Типологии одиночества пожилых людей...............................65
Глава 3 Переживание одиночества пожилыми людьми в учреждениях социального обслуживания..................................................79
3.1 Понимание одиночества учреждениями системы социального обслуживания...................................................................79
3.2 Социально обусловленные причины переживания одиночества пожилыми
людьми................................................................88
Заключение...........................................................120
Список использованной литературы.....................................125
Приложение...........................................................146
2
Введение
Актуальность темы исследования
В течение всего XX века доля пожилых людей в общей численности населения постоянно увеличивалась. Ожидается, что эта тенденция сохранится и в XXI веке. Данный демографический процесс определил то, что в общей структуре социальной политики выделилось особое направление - геронтологическая политика.
Одной из основных проблем пожилых людей как социальной группы является одиночество. Для пожилых людей характерны значительные изменения в жизненных условиях и обстановке, общественных и семейных ролях, характере социальных и дружеских контактов, что, в итоге, ведет к потере жизненных целей и смысла жизни. Интегрированная и дифференцированная оценка социальных и социально-психологических особенностей позволяет выявить преимущественную ориентацию лиц старческого возраста на внутренние переживания, неадекватное эмоциональное реагирование на ситуации социальной среды. Одиночество становится устойчивой характеристикой пожилых людей как социальной группы.
На этом фоне особую актуальность приобретает социологическое изучение проблемы одиночества пожилых людей. Некоторые социологи уже включали феномен одиночества пожилых людей в предмет своих научных интересов. Вместе с тем в этой области до сих пор остается ряд нерешенных задач: нет комплексного анализа социально релевантных факторов одиночества, не выявлены особенности опыта переживания одиночества различными группами пожилых людей, не определены наиболее значимые социально обусловленные причины одиночества.
Данная проблема не только чрезвычайно актуальна, но и отличается новизной и сложностью как в теоретическом, так и практическом отношении. Она носит интегративный характер, находясь на стыке таких актуальных направлений, как социология, социальная геронтология, социальная антрополо-
3
Глава 1. Теоретические основы моделирования одиночества.
1.1 Социально-философский анализ феномена одиночества
Те или иные аспекты рассмотрения проблемы одиночества можно найти в различных философских системах в истории философии. Проблема одиночества затрагивается в философском анализе человеческой свободы, проблемы выбора, причин и целей человеческой деятельности, проблемы Я, индивидуальности, личности, сознания. Однако классиками социологии данная проблема практически не рассматривалась либо рассматривалась как составная часть каких-либо процессов, явлений, причем фрагментарно. Подавляющее число социологических моделей одиночества не представляет собой полного и систематического истолкования на уровне настоящей теории. Поэтому закономерно обратиться к методологическим истокам изучения феномена одиночества.
В западной философии XIX века на ранних этапах осмысления феномена одиночества обозначились две разновидности его трактовки. Первую из них в научной литературе принято называть «линия Торо», идейным разработчиком которой был философ, писатель, натуралист Г. Д. Торо. Он поставил философский эксперимент, в основе которого лежало положение, утверждавшее бесконечное духовное богатство человеческой личности, которой достаточно лишь замкнуться в себе, изолироваться от социального окружения, чтобы найти мощные силы, необходимые для возрождения в своей душе тяги к красоте, добру, совершенству.
Трансценденталисты первыми четко разграничили одиночество как продукт «полного отчаяния» городской жизни и уединение, необходимое творческой личности для концентрации ее внутренних духовных потенций, которые только и способны создать в душе человека защиту от городской цивилизации. Принцип уединения рассматривался трансценденталистами скорее как средство самозащиты, подразумевая укрепление духовного потенциала личности, ее социальное и творческое совершенствование.
14
Проводя различие между одиночеством и уединением, приверженец трансцендентализма Г.Д. Торо придавал первому отрицательное, а второму положительное значение. Одиночество в его понимании - это болезненная оторванность человека от природы, отчуждение от самого себя как частицы мировой гармонии, возникающее в толпе, в будничной суете общественной жизни. «Мы живем в темноте и спотыкаемся друг о друга и от этого, мне думается, несколько теряем друг к другу уважение. Для подлинно важного и сердечного общения такая частота не нужна»1. Уединение, в отличие от одиночества, благотворно. Оно является базовым условием для самосовершенствования, рефлексии. Уединение и одиночество В.Г. Торо отличает также от физической отдаленности человека друг от друга: «Одиночество не измеряется милями, которые отделяют человека от его ближних. Истинно прилежный студент так же одинок в шумном улье Кембридж-колледжа, как дервиш в пустыне»2.
Нетрудно заметить, что в приведенных высказываниях Г. Торо имеется нечеткость терминов: слово «одиночество» употребляется в различных смыслах: то как уединение человека с природой, то как переживание индивидом своей чуждости толпе. Эта нечеткость объясняется тем, что трансцен-денталисты стремились не столько к строгому, «академическому» анализу понятий, сколько к их интуитивному определению. Тем не менее понятийное различие между одиночеством, уединением, изоляцией трансценденталисты уже наметили, хотя и не выразили в четкой терминологии.
Таким образом, уже мыслители-траисценденталисты указывали на различное восприятие одиночества. В целом, одиночество и уединение противопоставляют как негативное и позитивное, травмирующее и успокаивающее, навязанное и свободное. Соответственно, состояние человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от мира других людей вследствие объективного отсутствия различных связей и отношений, следует отли-
1 Торо, Г.Д Уолден или жизнь в лесу / Г.Д. Торо // Высшие законы. - М.: Республика, 2001. - С. 138.
2Там же.-С. 139.
15