Ви є тут

Дисфункции процессов социализации и социального контроля в условиях экспансии массовой потребительской культуры : проблемы девиантологического анализа

Автор: 
Хагуров Темыр Айтечевич
Тип роботи: 
проблемы девиантологического анализа
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
389
Артикул:
192162
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3
Глава 1. Глобализация и постмодернизм, как факторы процессов социализации и социального контроля в современном обществе (девиантологические аспекты). 21.
1.1. Основания девиантологического подхода к пониманию характера и содержания трансформаций социальных процессов современности. 21.
1.2. Глобализация как фактор распространения массовой потребительской культуры: тенденции и характер влияния. 32.
1.3. Постмодернизм в интеллектуальной культуре современности и его влияние на массовую культуру (девиантологический аспект). 55. Глава 2. Дисфункции процессов и механизмов социализации и социального контроля в условиях распространения массовой потребительской культуры: анализ концепций и фактов. 82.
2.1. Теоретические основания анализа девиангогенных эффектов влияния массовой потребительской культуры на процессы социализации и социатьного контроля. 82.
2.2. Деформация институтов социализации и социального контроля под влиянием потребительских ценностей массовой культуры: содержание, характер, последствия. 110.
Глава 3. «Человек потребляющий», в системе дисфункций процессов социализации и социального контроля. 140.
3.1. «Новый антропологический тип» (основные концепции и подходы к осмыслению). 141.
3.2. «Потребитель» как девиантологическая проблема современности: эмпирический анализ отечественных и зарубежных тенденций. 167.
Глава 4. Дисфункции процессов социализации и социального контроля в свете современных теорий девиантноети: ограничения и перспективы сложившихся подходов. 205.
4.1. Исходные методологические гипотезы. 205.
4.2. Биолог ические теории девиантности. 215.
4.3. Подходы психологии личности к анализу отклоняющегося поведения. 223.
4.4 Социологические теории отклоняющегося поведения. 248.
Глава 5. Ценностно-ориентированной подход девнантологического анализа дисфункций процессов социализации и социального контроля в условиях распространения массовой потребительской культуры. 273.
5.1. Гносеологические и методологические ограничения девиантологического релятивизма.
5.2. Философские и научные основания нормы в рамках ценностно-ориентированной методологии девиантологического анализа. 292.
Заключение 320.
Список литературы 327.
Приложения (1. и 2.) 355.
Введение
Среди комплекса вызовов и проблем, сопровождающих развитие современного общества, видное место занимает проблема глобального распространение массовой культуры американского образца, ключевыми ценностями которой выступают развлечение, гедонизм и потребление [183]. Глобальная массовая культура несет с собой постоянно расширяющуюся селшо-тизацию потребления. Потребитель от потребления вещей переходит к потреблению знаков — престижа, успеха и т.п.[218; 10]. Следствием этого является превращение потребления из разовых актов в набор практик, тотально охватывающих жизненное пространство личности. Семиотическую сферу культуры заполняют темы трат, удовольствия и расточительности, императивно направляющие превращение потребительских практик в образ жизни [123; 176]. Стремительно формируется глобальная мета-культура счастья, удовольствия и комфорта.
Вместе с тем, распространение потребительской культуры сопровождается отчетливым моральным кризисом тех обществ, где несомые ею ценности получают распространение. Симптомы этого кризиса многочисленны. Одно из проявлений - неуклонный рост преступности, в том числе, - увеличении доли несовершеннолетних преступников [51]. По данным ООН, имеют конфликты с законом до 30% молодых людей во всем мире [157]. Следует указать так же на общемировой рост числа самоубийств, распространение идеологии сексуальной вседозволенности и рост потребления наркотиков и алкоголя [51]. Что характерно, лидерами этих процессов выступают наиболее богатые потребительские общества Америки и Европы. Аналог ичные процессы затрагивают и российское общество|77; 245].
Актуальность темы исследования. Одной из главных причин роста масштабов девиаций в обществах, где получает распространение массовая культура, заключается в том, что последняя отодвигает в сторону, прежние авторитеты - семью, церковь, мораль, равно как и весь спектр обязанностей и
этот процесс. Во-первых, это функциональная дифференциация, аналогичная глобальному разделению труда у Валлерстайна. Во-вторых, создание мобильных организаций, ведущих международную деятельность (от иезуитов в XVII веке, до современных международных НПО - неправительственных организаций). В-грстьих, коммуникативные техники, позволяющие людям и культурам вступать в общение (от изобретения книгопечатания, до Интернета и глобального телевидения) [327].
Представляется, что приведенных трактовок глобализации достаточно, что бы попытаться выделить некое ядро, позволяющее выявить характер и степень влияния глобализационных процессов на культуру. Как было показано, несмотря на определенную разницу в подходах, все цитировавшиеся авторы сходятся в выделении таких се аспектов, как экономика и финансы, политика, технологии, коммуникации и культура. Последнее мы и берем за отправную точку.
Таким образом, «глобализация» нами будет рассматриваться, прежде всего, как процесс вовлечения различных обществ и локальных культур в единое коммуникационное пространство на основе таких информационных каналов и сфер, как международное телевидение и кинематограф, пресса, массовая беллетристика, Интернет, радио и другие средства массовых коммуникаций (СМК), ведущий к появлению и распространению глобальной массовой культуры..
Культурные ценности, как известно, имеют семиотическую природу, в том смысле, что передаются посредством символов, знаков и значений. Именно это позволяет нам связывать культуру и коммуникацию в один комплекс процессов и позволяет говорить о том, что глобализация относится к числу ключевых факторов, определяющих характер культурных процессов современности. Беспрецедентное развитие средств коммуникации в последние 100 лет создает невиданный прежде семиотический круговорот ценностей, смыслов, значений, «осадок» которого образует то, что можно определить, как глобальную массовую культуру.
37
Боле того, культурно-коммуникативная составляющая представляет собой, с нашей точки зрения, взгляд, системообразующий фактор глобализационных процессов. Прежде политики, финансов и технологий между странами и культурами должны существовать каналы коммуникации. В противном случае экономические, политические и технологические контакты и обмены становятся просто невозможными. Участники этих контактов должны иметь возможность обмениваться точками зрения. А что бы этот обмен состоялся и стал регулярным (именно это и предполагает глобализация), помимо налаженных каналов коммуникации, необходим минимум культурной общности: языка, сходства (хотя бы схематичного) картин мира, некоего набора ценностей и символов, основные значения которых разделялись бы участниками коммуникации. Собственно, если мы, следуя за И.Валлерстайном (см. выше), обратимся к самым ранним истокам глобализации - развитию колониальной торговли в XVII веке - мы увидим прямые подтверждения этого тезиса. Колониальная торговля становиться возможной благодаря развитию транспортной коммуникации, распространению денег, как всеобщего культурного символа, распространению европейской рациональной культуры ведения дел. Особое значение для развития мировой капиталистической системы играла, по мнению Ф.Броделя, получившая развитие система деловой переписки, сделавшая возможным регулярный обмен информацией [33; 408]. Следуя этой логике, мы должны признать, что именно коммуникационная и культурная глобализация делают возможной глобализацию в других сферах.
Определенная сложность, вытекающая из принятого выше определения, связана с тем, что мы связываем два онтологически разнородных явления - культуру (понимаемую в социологическом смысле - ценности, нормы, символы и образ жизни) и коммуникацию (технологии и средства передачи информации). Соответственно, для прояснения культурной сущности процесса глобализации необходимо рассмотреть два вопроса: 1), как и в каком направлении коммуникативная и технологическая глобализация влияет на характер и содержание формирующейся глобальной культуры; 2) каковы ос-
38