СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования национальной безопасности России
§1. Национальная безопасность как социально-правовая категория,
ее сущность и понятийный аппарат...................................25
§2. Концептуальные основы обеспечения безопасности личности,
общества и государства.............................................53
§3. Национальная безопасность в контексте приоритетов правоохранительной деятельности................................... 75
Глава 2. Социальное измерение национальной безопасности России
§1. Социальная безопасность в структурной конфигурации
безопасности России...............................................111
§2. Социальный фактор как системная характеристика
безопасности России.............................................. 148
§3. Системообразующие элементы национальной безопасности и их классификация................................................173
Глава 3• Институционализация безопасности России в современных условиях
§1. Характеристика основных институтов национальной
безопасности и их функции.........................................222
§2. Институциональная структура внутриполитической
безопасности России и механизм контроля ее функционирования 257
§3. Трансформация институтов безопасности России в политическом пространстве современного мира.....................285
Глава 4. Социально-политические процессы современности и проблемы национальной безопасности России
§1. Социальная стабильность и безопасное развитие
обновленной России................................................310
§2. Особенности обеспечения безопасности России
в условиях глобализации...........................................335
§3. Угрозы и вызовы национальной безопасности России в XXI веке........................................................363
Заключение..................................................396
Библиографический список....................................407
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На рубеже третьего тысячелетия Россия вступила в эпоху крупных общественных преобразований. В связи с происходящими в стране социально-экономическими и политико-правовыми изменениями актуализировались вопросы исследования социальных институтов, прежде всего основных институтов государственной власти, укрепления демократии и правопорядка, разработки правовой системы, адекватно отвечающей интересам граждан и государства и эффективно решающей исторические задачи переходного периода, формирования открытого общества и создания условий для его безопасного и устойчивого функционирования. Социологический анализ этих явлений и процессов наиболее предметно отражает роль и значение человека как активного социального субъекта современной реальности и расширяет методологические возможности общей теории развития общества и отраслевых юридических наук, рассматривающих правовое пространство в качестве социальной среды цивилизованных способов взаимодействия и взаимоотношений в их диалектической взаимосвязи и дополняемых объективными сведениями, фактами, социальными оценками, имеющими существенное теоретическое и прикладное значение.
На этой основе представилось возможным подойти к изучению такой важной научной проблемы, как обеспечение национальной безопасности, в контексте общегосударственшлх мер правоохраны, что, в свою очередь, позволило рассмотреть ее не только в широком гносеологическом понимании, но и с позиций упрочения правопорядка, повышения уровня правосознания, утверждения демократических ценностей, создания соответствующей институциональной системы, способной обеспечить безопасное функционирование общества и государства, защитить права и свободы отдельного человека при соблюдении общенациональных интересов.
./РОССИЙСКАЯ 41 ГОСЗГДАГСГОЕННАЯ
ЕйЕГййТЕКЛ
мость более глубокого исследования проблем безопасности и особенно проработки вопросов соотношения безопасности личности с безопасностью общества и безопасностью государства, рассмотрения безопасности личности как основополагающей составляющей триады объектов защиты системы безопасности и, наконец, определения самого понятийного аппарата безопасности, систематизации ее видов и выделения из них основных, имеющих прямое и непосредственное отношение к безопасности нации и формирующих специальный предмет правоохранительной деятельности по ее обеспечению.
В научной и политической жизни России последних лет постепенно преодолевается узкий и упрощенный взгляд на безопасность как только государственную или военную. Ее обеспечение перестало быть объектом специальных или военных мер. Утверждается понимание того, что безопасность как социальное явление носит комплексный характер и должна реализовываться одновременно во многих сферах: политической, экономической, социальной, военной, научно-технической, информационной, экологической и других. Современное представление национальной безопасности строится не только на традиционных аспектах военной (защита от возможной внешней вооруженной агрессии), политической или государственной (защита существующего строя и формы власти) безопасности, но и экономической (создание достаточного для удовлетворения потребностей общества уровня экономики), экологической (защита от природных или антропогенных разрушительных сил и пагубных последствий нарушения баланса окружающей среды), популяционной (связанной с биологическими основами человеческого организма и социальными условиями его существования), а также ряда других видов безопасности, выработанных человечеством. Тем самым научно обосновывается введете новой терминологии, в частности термина «национальная безопасность» как наиболее удачно отражающего весь спектр общественных отношений в данной сфере и имеющего универсальный характер.
42
Концептуально под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране1. То есть она рассматривается как состояние защищенности от внешних и внутренних угроз личности, общества и государства во всех сферах жизнедеятельности и достигается путем проведения единой государствешюй политики в этом направлении. Причем, как уже отмечалось, в современном понимании словосочетание «национальная безопасность» традиционно используется, как и в других цивилизованных странах, для обозначения всего, что относится к российскому государству и его многонациональному народу при равноправных и суверенных взаимоотношениях с внешним миром.
Безопасность не является чем-то предметным, материальным. Это некая абстракция, к которой мы прибегаем для того, чтобы охарактеризовать положение или состояние объектов конкретного мира относительно других природных или социальных объектов. Основным критерием выделения объектов, к которым применим термин «безопасность», является чувство опасности, или способность определять природные и социальные явления, которые могут нанести ущерб в настоящем и (или) будущем. Таким чувством опасности обладают живые организмы, человек и социальные системы.
Из этого следует, что безопасность - это состояние живого организма, человека или социальной системы, способствующее наиболее полному удовлетворению жизненных потребностей, обеспечивающее их существование и прогрессивное развитие. Объективная неизбежность удовлетворения жизненно важных потребностей и преодоления опасностей, обусловленных в том числе несовпадением интересов данного процесса, предполагает необходимость создания системы обеспечения безопасности
1 См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г.).
- Київ+380960830922