Ви є тут

Российские СМИ в системе формирующегося гражданского общества: институциональный аспект

Автор: 
Солодовник Любовь Владимировна
Тип роботи: 
институциональный аспект
Рік: 
2006
Артикул:
192393
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ПЛАН
Введение.......................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ • ИССЛЕДОВАНИЯ РОССИЙСКИХ СМИ............................. 15
1.1 СМИ как объект социологического анализа.................. 16
1.2 Особенности институционализации СМИ в условиях социаль-
ных трансформаций российского общества................... 36
ГЛАВА 2. РОССИЙСКИЕ СМИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФОРМИРУЮЩИМСЯ ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ 55
2.1 Функциональность российских СМИ в формировании
гражданского общества.................................... 56
2.2 Соотнесение норм и правил гражданского общества с дея-9 тельностью СМИ
......................................................... 78
2.3 Реализация институциональных стратегий гражданского об-
щества российскими СМИ
......................................................... 97
Заключение...................................................... 117
Литература...................................................... 121
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Опыт 90-х годов убедил большинство россиян, что без сильного государства реальностью становится социальная анархия. Опросы последних шести лет фиксируют тенденцию «наведения порядка», точнее, формирования социального порядка, основанного
на взаимоответственности общества и государства, балансе государственных
•,
и общественных интересов, обеспечении социальных и демократических свобод граждан. В обращении к ценностям демократии и порядка просматривается тенденция стабильности, так как нельзя строить государство, игнори-
•% •
руя волю и устремления различных социальных групп, в равной степени и общество осознает, что без государства,' как центра социальной координации, можно достигнуть только «нейтралитета интересов». Порядок наряду со справедливостью входит в интегративные конструирующие ценности российского общества. Порядок социальных отношений может поддерживаться внешним социальным контролем, присущим государственному аппарату, но в его основе - социальная легитимация, вера людей в существующие социальные нормы. Для эффективного социального порядка государство нуждается в гражданском обществе, системе ассоциаций граждан, вступающих в диалог с государством по поводу реализации конкретных интересов. Из-за отсутствия институтов гражданского общества процветают корпоративный и групповой эгоизм, совмещение власти и.бизнеса, поскольку при социальном неравенстве делегирование интересов осуществляется не через доверительные структуры, а стремлением к «вхождению во власть».
Иными словами, неразвитость институтов гражданского общества порождает опасность коррумпированного государства, в котором цели государства подчинены властвующим элитам, и условиями функционирования являются нормы доминирования и клиентализма. Такое государство закрыто для обратной связи с обществом и допускает только взаимодействие на уровне групп влияния. Гражданское общество проявляется в «инновационном»
«Российский статистический ежегодник 2004», «Российский статистический ежегодник 2005», материалы Компечати РФ и РСЖ.
Гипотеза исследования. Российские СМИ находятся в состоянии цейтнота, так как в условиях социальной дифференциации общества и информированности среднего класса, как опоры гражданского общества, существенно сужены функции социального представительства. Незрелость
«третьего» сектора, социальный и политический клиентализм осложняют

становление партнерских отношений государства, коммерческого и неком-
♦* *
мерческого секторов, в легитимировании которых СМИ принадлежит роль «медиатора». Автономность СМИ выражается в диапазоне возможностей «самообеспечения» и «маневра» при делении сфер влияния между бизнесом
4
и государством. Усилиями СМИ сформировался «образ» гражданского общества, но при «коммерциализации» .деятельности и превосходстве латентных функций, СМИ бессубъектны в-становлении гражданского общества: стагнация гражданских СМИ, как института гражданского общества, компенсируется нейтральностью предлагаемых «развлекательных» и информационных услуг.
Научная новизна исследования определяется совокупностью полученных результатов и состоит в следующем:
- выявлены различия в существующих теоретико-методологических подходах, которые отнесены к сфере компетентности СМИ, определяющих социальные функции, легитимацию или воспроизводство «правил игры», формирование коммуникативного пространства или «формирование» общественного мнения в зависимости от исходных конструктов и принципов;
- изучен процесс институционализации СМИ в условиях социальной трансформации российского общества, которая носит преимущественно правовой характер и испытывает институциональный дефицит в отношениях с различными сегментами общества;
- охарактеризована функциональность института СМИ, выполняющего функцию социального представительства наряду с «замещающими» функциями (сервисной, социально-дифференцирующей и развлекательной);
- установлено, что «правила игры» СМИ, основанные на эффекте институционального престижа, модифицируются в неформальных социальных
практиках, расширяются автоматически путем «легитимации» нефор-
*
мальных норм;
- проанализирована деятельность субъектов СМИ, реализующих институциональные стратегии в зависимости от институциональных ограничений и введения институциональных инноваций.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В классической социологической мысли СМИ интерпретируются как институт, способствующий формированию гражданского общества, так как представляет интересы различных групп общества, способствует их гражданскому просвещению и наведению легального социального порядка. Неклассическая социология основывается на участии СМИ в формировании общественного мнения, как инструмента легитимации интересов «номинирующих» групп, и отклонения, диффамации интересов групп, не обладающих монополией на властный и экономический капиталы. СМИ также представляется коммуникативной системой общества, действующей по принципу самовоспроизводства, самореференции или как свободного пространства для процессов взаимопонимания. Таким образом, СМИ находятся на стыке общества и государства, имеют наиболее высокую степень эффективности в положении социальных коммуникаций в социально дифференцированном обществе.
2. В условиях социальной трансформации российского общества, характеризуемого сегментами взаимного замещения, и нестабильностью социальной структуры, СМИ осуществили институциональный поворот к интеграции в гражданское общество различных социальных групп. Сформирова-