Ви є тут

Институты социализации молодежи транзитивного общества

Автор: 
Емчура Тереса
Тип роботи: 
диссертация доктора социологических наук
Рік: 
2005
Кількість сторінок: 
417
Артикул:
192526
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................... 4
ГЛАВА I. МОЛОДЕЖЬ В СОВРЕМЕННОМ
ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ 23
1.1. Познание социальных объектов: философский и 23 социологический анализ
1.2. Теоретико-методологические основания современной 40 социологии
1.3. Эвристический потенциал польского социально-гуманитарного 55 знания
1.4. Социокультурные процессы в постсоциалистических странах 72
1.5. Молодежь как социально-демографическая группа общества 89
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ КАК КАНАЛЫ
СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ 109
2.1. Общее представление о социальных институтах и их функциях 109
2.2. Процесс социализации и его социологический анализ 118
2.3. Традиционные каналы социализации: семья, система 132 образования, социокультурная среда
2.4. Приоритетные каналы социализации в транзитивном обществе: 157 рынок труда, институт предпринимательства, СМИ и Интернет
2.5. Новое содержание образования и его социализирующая роль 185 ГЛАВА III. МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В
СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ 205
3.1. Массовое сознание как социокультурный феномен 205
3.2. Структура массового сознания: теоретический аспект 223
3.3. Концепции стереотипов сознания и социальных представлений и 239 их значение для формирования массового сознания молодежи
3.4. Ценностные ориентации и их эволюция в условиях радикальных 257 перемен
3.5. Представления о польском национальном характере и 268 этноидентификация как канал социализации
2
ГЛАВА IV. ТРАНСЛЯЦИЯ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ 290
МИРЕ
4.1. Феномен культуры и ее современное понимание г 290
4.2. Освоение культуры в современном мире 313
4.3. Социологические исследования польской молодежи 60-х гг. XX 334 века
4.4. Молодежь как фактор изменения мира 353
4.5 Теоретические прогнозы развития мира на ближайшие 373
десятилетия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................ 390
БИБЛИОГРАФИЯ.............................................. 398
3
интеллектуальное бытие человека в мире. Идеалом развития и общества и человека становится для Ницше достижение гармонии этих двух начал, но эта гармония существовала только во времена досократовской Греции, т.е. в далеком прошлом, а потом победила линяя Аполлона.
Именно поэтому Ницше стремился к тому, чтобы современный человек преодолел иссушающую гипертрофированную рациональность, перестал исповедовать аполлоновское начало и вернулся к иррациональности бытия, вернул себе и страсть, и инстинкт самосохранения и волю к жизни, равно и все другие свои жизненные порывы. Ницше утверждал, что современное ему буржуазное общество, исповедуя христианство и опираясь на принципы демократии, формирует поколения мещан и филистеров, потерявших жизненный порыв и стремление к дионисийству. Отсюда главный порыв его творчества - создание концепции сверхчеловека, того ЦЬегшепзсЬ’а, который становится для всей философии XX в. своеобразным возвышенным или проклятым идеалом современности.
1.2. Теоретико-методологические основания современной
социологии
Современное социологическое знание формируется не только на собственной теоретической основе и в связи с конкретно-практическими проблемами, волнующими общество; в неменьшей мере оно развивается за счет анализа всех значимых социально-гуманитарных концепций современности, в первую очередь - философских. Именно поэтому социология несет на себе отпечаток господствующих философских воззрений, взятых в их саморазвитии и самодвижении.
Философское знание в конце XX века характеризуется отказом от дихотомичного разделения всего богатства философии на борьбу между материализмом и идеализмом; оно отошло от монопольного права на
40
РОССИЙСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
БИБЛИОТЕКА
истину, от идеологической предвзятости и политической ангажированности. Современная философия сформулировала целый ряд принципиально новых подходов к миру, в том числе и к социальной действительности, связанных с принципами диалогичности и плюралистичности знания, толерантности и взаимного дополнения разных подходов.
В частности, социология разрабатывает проблематику герменевтики, рассматривающей соотношение понимания и интерпретации, понимания и смысла, понимания и переживания, осмысления, постижения, что заставило социологов пересмотреть свое отношение к получаемым от респондентов ответам на вопросы и тем более к их интерпретации и анализу. Труды Г.Х. Гадамера оказали большое воздействие на социологов, так как они стали рассматривать понимание как способ реального существования человека, одновременно действующего, познающего и оценивающего «свои действия. Методологически важным для всей социологии является положение герменевтики о том, что понимание основано на культурной традиции, оно имеет своим базисом опыт жизни, истории, языка и неразрывно связывает акты познания и понимания через интенциональность или смыслообразующее отношение людей к миру (как говорил Э. Гуссерль). Сопоставленный с положением, что любое управление в обществе представляет собой воздействие на социальное поведение не только отдельного человека, но и на коллективы людей, и на общество в целом, этот вывод дает основания для предельно широкого понимания процесса социализации. Оно рассматривается не только как рационально организованная коммуникативная деятельность, но и как один из наиболее значимых процессов культурноцивилизационного развития.
7 См.: Гадамер Х.Г. Истина и метод. - М., 1988.
41