Ви є тут

Модель успеха как фактор профессионального выбора : На примере студентов московских педагогических вузов

Автор: 
Клочкова Ольга Юрьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
273912
179 грн
Додати в кошик

Вміст

#•
Содержание
Введение_________________________________________________________________3
Глава I. Модель успеха: основные составляющие и социокультурные основания________________________________________________________________9
1.1. Понятие «успех» к его кроскультурнос многообразие..................9
1.2. Личностный и социальных успех — проблема соотнесении..............14
1.3. Модель успеха и ее составляющие...................................17
1.4. Типология моделей успеха.................................... 21
1.5. Трансформация представлений об успехе в постсоветской России......36
Глава II. Мотивационные механизмы достижения успеха в профессиональном выборе современной России______________________________44
2.1. Мотивационные структуры «успеха» н механизмы их реализаций........44
2.2. Ценностные основания и мотивы учебной дсятслыюсги и профессионального выбора.................................................................61
2.3. Ценностно-мотивационная структура и «модели успеха» педагогов одного из российских городов.....................................................73
Глава III. Представления о моделях успеха на этапе выбора профессии. Ф Эмпирическое исследование.____________________________________________________91
3.1. Постановка проблемы. Программа исследования. .....................91
3.2. Разработка методики....................................... 92
33. Пилотажное исследование представлений об успехе и его основные результаты.............................................................94
3.4. Исследование представлений об успехе студентов московских педагогических вузов............................................................... 106
Заключение____________________________________________________________ 127
Библиография___________________________________________________________131
Приложения____________________________________________________________ 139
Приложение 1.......................................................... 139
Приложение 2............................ ............................143
Приложение 3.....................и....................................145
Приложение 4. ........................................................ 148
Приложение 5......................................................... 150
Приложение 6. ................................................... 153

2
Введение
Актуальность темы исследования.
В последнее десятилетие слово успех нс сходит со страниц печатных изданий, экранов телевизоров. Индивидуальный успех стал важным социальным феноменом, привлекающим всеобщее внимание. Согласно господствующему сегодня подходу, только на базе личностных достижений возможно формирование общего преуспевания. Между тем еще недавно, в советское время, в социальной жизни доминировали иные, коллективные формы успеха, и именно в их рамках предполагалась наиболее полная реализация личных интересов.
Поскольку трансформация российского общества сопровождается ломкой устоявшихся представлений об успехе и стихийным формированием новых моделей, возникают закономерные вопросы о детерминантах выбора той или иной модели успеха, о распространенности различных моделей, о гендерных, возрастных и социально-профессиональных различиях в представлениях о личном успехе. Вместе с тем противоречивость многих ответов респондентов, получаемых в ходе социологических опросов, свидетельствует о своего рода «раздвоенности», их сознания, иррациональности выбора (Дубин, 1998; Грушин, 2001). Это предопределяет необходимость использования новых методик при изучении жизненных стратегий и моделей успеха.
Таким образом, актуальность темы нашего исследования обусловлена как сравнительной новизной феномена личного успеха для современного российского общества, так и его распространенностью в современной социальной реальности. Процесс трансформации нашего общества неизбежно затронул сферу ценностей и идеалов. Успешность любых общественных преобразований определяется нс только объективными изменениями, происходящими в экономической и политической сферах, но и соответствующей трансформацией системы ценностей и идеалов как важнейших регуляторов социального поведения индивидов. Понятие же успеха обладает самой непосредственной связью с ценностными ориентациями личности. Оно во многом формирует систему ценностных приоритетов, которые служат основой определения жизненной стратегии личности. Следовательно, исследование модели успеха как фактора профессионального выбора поможет не только выявить воздействие
понятие успеха личностный смысл, наполняли его своим содержанием. Таким образом, отправной точкой для нашего анализа должно быть четкое различение «личностного» и «общественного» успеха».
1.2. Личностный и социальных успех - проблема соотнесения.
Различение социальных и личных ценностей является важной составляющей в нашем методологическом анализе.
Относительно природы ценностей вообще, их роли, значимости для различных сторон жизнедеятельности и поведения людей существуют самые разнообразные точки зрения в науках, так или иначе связанных с их изучением. Как отмечает М. Рокич, «...ценности давно являются центром пересечения исследовательских интересов многих дисциплин - философии, общественных наук, экономики, а также психологии и социологии. Все эти дисциплины характеризуются общим интересом к ценностям, последствиям организации и изменения ценностей» (КокеасЬ, 1973, с. 293). Обычно акцент делается на изучении той стороны понятия «ценность», которая в большей степени соответствует интересу данной науки, хотя интересы эти часто пересекаются.
Наряду с понятием «ценность» существует ряд схожих понятий, так или иначе подчеркивающих определенную сторону или функцию, выполняемую ценностью. Прежде всего, это такие понятия, как социальные и личностные ценности, ценностные представления, ценностные ориентации, ценностное отношение, ценностные переживания, ценностность, ценностное сознание и т.д.
Наиболее важные для нас понятия социальная ценность и личностная ценность подчеркивают принадлежность ценности некоторой общности людей (обществу в целом, социальной группе) или же собственно личности. Оба эти понятия рассматриваются, как правило, вместе - либо в тесной взаимосвязи, либо в противопоставлении друг другу. Так, в рамках асоциальной парадигмы рассмотрение общественных и индивидуальных ценностей строилось на их противопоставлении, на изначальном конфликтном взаимодействии. В рамках пансоциальной парадигмы личности, характерной до недавнего времени для отечественной психологии, происходило фактическое отождествление социальных и личностных ценностей (Леонтьев, 1996). В новой парадигме в рамках
«культурно-исторической психологии» (Асмолов, 1996) культура и общество, а следовательно, и социальные ценности, являются «материалом индивидуального развития, которое заключается в их присвоении, превращении в собственное достояние, в элементы внутренней организации личности» (Леонтьев, 1996, с. 37).
«Личностный» успех, являясь личностной ценностью, в социально-психологической литературе зачастую трактуется как «психологический», относящийся «к опыту достижения целей, набор которых является лично значащим конкретному лицу, нежели его родителям, организациям или обществу» (Mirvis, 1994). Его еще называют «истинным» успехом: «Истинный успех внутри нас самих - в душевном покос (мир разума) и счастье. Когда он вне нас, он протекает от самоотдачи, а не от своекорыстия» (Huber, 1971). Положительный результат в данном случае - индивидуальное самосовершенствование, индивидуальные достижения человека; следовательно, «богатство личности, ее задатков и дарований определяют меру личного успеха» (Резник Т.Е., Резник Ю.М., с. 27). Соответственно, исследуется такой тип успеха прежде всего тем дисциплинарным рядом, где анализ ведется с позиций индивида, личности (психология, философия, этика).
Критерии личного успеха достаточно нечбткис, однако однозначно выделяется реализованная «экзистенциональная установка», т.е. внутренняя свобода, или «состояние свободного духа» по H.A. Бердяеву (Бердяев, с. 370). Вместе с тем, на наш взгляд, универсальным и свойственным любой культуре является понимание личного успеха как результата определенных целенаправленных индивидуальных действий. В такой трактовке успех - также во всех культурах - достаточно четко отграничивается от понятий «удача», «везение» как результата случайного стечения обстоятельств - расположения звезд, уникальных врожденных способностей, «дара свыше» и т.п. Успех, в противоположность удаче, есть умение индивида распорядиться всеми имеющимися у него ресурсами (включая талант и другие возможности, в том числе ситуативные). В «Сказке о рыбаке и рыбке» A.C. Пушкина удача выпала на долю старика, успеха же (временного) достигла старуха.
Фактически представление индивида о личностном успехе есть представление об успешности процесса реализации своей жизненной стратегии.