Ви є тут

Система непрерывного профессионального образования государственных служащих в регионе: социологический аспект

Автор: 
Осипова Наталья Владимировна
Тип роботи: 
социологический аспект
Рік: 
2004
Артикул:
192894
179 грн
Додати в кошик

Вміст

I
2
Содержание.
Введение.................................................. 3
Глава 1. Институциональный подход к системе непрерывного профессионального образования и развития государственных служащих в регионе
1.1. Государственные служащие как социально-профессиональная группа в структуре региона..................................... 13
1.2. Институциональные основы процесса непрерывного профессионального образования и развития государственных служащих 38
Глава 2. Непрерывное профессиональное образование как фактор социально-профессионального развития государственных служащих
2.1. Система непрерывного профессионального образования государственных служащих........................................ 63
2.2. Социальная мотивация профессионального образования и развития государственных служащих........................................ 91
Глава 3. Обеспечение профессионального образования и развития государственных служащих в регионе
3.1. Профессионализм государственных служащих как условие эффективного государственного управления....................... 112
3.2. Карьера государственных служащих и ее специфика в регионе.. 136
Заключение............................................... 156
Библиография..............................................162
Приложения
178
3
Введение.
Актуальность темы исследовании. В 90-е годы XX века
произошли существенные изменения в приоритетах управления
человеческими ресурсами в органах государственной власти всех уровней, связанные с ускорением научно-технического прогресса, глобализацией экономики. В сфере образовательных технологий все большее внимание стало уделяться непрерывной подготовке государственных служащих. Однако обилие авторских подходов сказывается на том, что позиции авторов выглядят разрозненно, что делает необходимым обобщение и анализ существующих подходов.
Особую значимость для органов государственной власти
приобретает оценка сегодняшнего состояния системы непрерывного образования как фактора социально-профессионального развития и роста кадров государственной службы, анализ деятельности кадровых служб, которые занимаются вопросами профессионального развития государственных служащих, и рассмотрение вопросов их взаимодействия.
При многообразии аспектов анализа переподготовки и повышения квалификации кадров государственной службы большинство исследователей оставляют вне поля своей научной деятельности изучение компонентов, структуры, факторов п механизмов функционирования и развития системы повышения квалификации и переподготовки государственных служащих, их влияние на выполнение функций государственных служащих, на результаты деятельности органов государственной службы в современном российском обществе.
Сложившаяся ситуация требует системного рассмотрения вопросов функционирования системы профессионального образования государственных служащих, их социально-профессионального развития и профессионализма, результатом которого станет выработка новых подходов к совершенствованию системы непрерывного профессионального образования персонала государственной службы. Научная и практическая актуальность указанных проблем определила содержание и направленность диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. В конце XIX - XX веках социология уделила пристальное внимание вопросам социального
17
Наше чиновничество не соответствуют понятию бюрократии в классическом веберовском понимании этого слова. По М. Веберу, основные характеристики бюрократии сводятся к следующему:
- компетенция каждого бюрократического уровня четко регламентирована, т.с. зафиксирована нормативно;
- иерархическая организация бюрократической структуры основана на базе твердо установленных принципов должностной субординации;
- вся формальная внутрнорганизационная деятельность осуществляется в форме письменных документов, подлежащих последующему хранению;
- все должностные липа должны быть хорошими специалистами в области администрирования, т.е. быть компетентными не только в сфере своих профессиональных должностных обязанностей, но также и в области норм, правил и процедур деятельности бюрократической организации в целом.
Среди «идеологических» постулатов веберовской модели бюрократии можно выделить следующие:
1. бюрократия одинаково эффективно служит любому политическому хозяину, но не вмешивается при этом в политику;
2. это наилучшая из всех возможных форм организации;
3. важнейшее ее достоинство - независимость от воздействия субъективных - человеческих - влияний на принятие решения [68, С. 15].
Макс Вебер заложил основы рационализма в управлении, рациональной бюрократии. «Подлинной профессией настоящего чиновника... не должна быть политика. Он должен «управлять» прежде всего беспристрастно - данное требование применимо даже к так называемым «политическим» управленческим чиновникам... или по меньшей мере официально, коль скоро под вопрос поставлены «государственные интересы» [51, С. 666].
N
По чиновник нс может быть абсолютно беспристрастным исполнителем, как полагал Вебер, он склонен использовать свое
18
положение ради собственной выгоды. На уровне социально-групповых взаимодействий это выглядит так: аппарат порой стремится навязать обществу свои собственный интерес как якобы всеобщий. По мнению автора работы, это подтверждалось и подтверждается во все времена, поскольку главный результат деятельности государственных служащих -управленческие решения.
В последние десятилетия веберовская модель подверглась довольно существенной мировоззренческой и практической модернизации в рамках “реалистической" трактовки бюрократии, где наряду с рациональными аспектами появляются и иррациональные (Р. Мейксльсои, Т. Парсонс, Селзник, Р. Мергон). Это было связано в первую очередь с появлением теории неформальной организации, созданной Э. Мейо на базе исследования в Хотторне. Позднее появились и другие работы, прежде всего Г. Саймона, II. Блау, М. Крозьс, а в 70-е годы началась серьезная теоретическая критика и попытки практического отхода от всех трех основных идеологических постулатов Вебера. Появилась концепция «отзывчивой» администрации, полицентризма [68, С. 20]. С организационной, технической точки зрения бюрократическая модель управления содержит предпосылки для развития бюрократизма. Поскольку первая задача чиновника - обеспечить соблюдение одних, общих для всех формальных правил, то постепенно эта задача превращается в самоцель. Рациональная в своей основе форма приобретает черты бессмысленного ритуала, а содержание подменяется формой. Согласно Р. Мертону, подобный ритуализм предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие использовать социально одобряемые средства. Такой разрыв между культурными целями и социально одобряемыми средствами их достижения, в конечном счете, по Р. Мертону, является причиной девиантного поведения. Бюрократ, фанатически преданный своему делу, слишком усердно выполняя инструкции и предписания, в конце концов, становится жертвой жестокой бюрократической системы. И происходит это потому, что обнаруживается забвение цели деятельности, т.е. того,