2
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ........................................................3
ГЛАВА 1. Трансформационные процессы в постсоциалистическом обществе.......................................................10
1.1. Сущность социально-экономической трансформации и управляемость трансформационных процессов..................10
1.2. Бедность как новая общественная формация................32
1.3. Формирование системы социального обеспечения и социальное развитие Российской Федерации в трансформационный период 60
ГЛАВА 2. Преодоление негативных последствий трансформационного периода в России...............................................88
2.1. Социальная политика России..............................88
2.2. Социальная политика Хабаровского края..................107
2.3. Социальная защита и социальная поддержка как стратегические задачи социальной политики................................129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................155
Список источников и литературы................................157
Приложение 1..................................................170
Приложение 2..................................................173
Приложение 3..................................................175
Приложение 4..................................................176
¥
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Социально-экономическая трансформация в России и ее социальные последствия вывели проблему преодоления негативных тенденций в социально-экономическом развитии государства на первый план, сделав ее широко обсуждаемой в последние годы. Исследование негативного влияния трансформации на российское общество в целом, а также основного негативного последствия реформ - обеднения населения - является одним из приоритетных направлений современной социологии. Все это определяет актуальность поиска новых подходов и решений для исследования путей исправления постреформенной негативной социальной ситуации.
Формирование нового общественного устройства государства неизбежно привело к переформированию общественных классов. Появились новые общественные формации, исчезли другие, казавшиеся незыблемыми, третьи только немного видоизменились. Повышение социального статуса одних слоев населения и обеднение других приводит к разрыву сложившихся общественных связей, распадению сообществ и формированию новых.
Процесс социально-экономической трансформации изучается многими учеными, и часто органы государственной власти используют эти исследования, призванные смягчить негативное влияние на население. Однако далеко не всегда теоретически разработанная модель социальных процессов подтверждается на практике. Одна из причин этого кроется в необходимости постоянной привязки проводимой социальной политики к теоретической основе трансформации, т. е. в гибкости социально-экономических программ, их постоянном приближении к изменяющимся во времени потребностям общества. Все это обуславливает необходимость непрерывной корректировки
Логика прежних идеологических схем и духовных установок привели к распространению состояния культурной дезориентации и неопределенности, что разрушает целостность и сбалансированность общественной системы в сфере соотнесенности ее социальной и культурной стратификации и ведет к смене культурных парадигм. Данный процесс социально-культурной энтропии связан, прежде всего, с нарастающими процессами маргинализации населения и расширением зоны влияния маргинальных полей культуры, которые характеризуются своим положением на “окраинах” соответствующих культурных систем, “раздвоенностью” (амбивалентностью), возникших в результате вынужденного освоения иных социальных ролей (адаптации) в процессе разнообразных социальных, экономических и политических трансформаций.
Трансформация, которую мы наблюдаем сегодня во многих странах, - это пока единственный в истории случай, когда большая группа стран пытается воспроизвести на своих территориях сложившийся социально-культурный опыт других стран. Даже СССР после победы во второй мировой войне навязывал народным демократиям не свой устоявшийся опыт, а лишь принципы, одновременно делая все для экономического и финансового укрепления новых режимов.
Становится очевидным, что приобщение к нормам “западной демократии" удастся только в тех случаях, когда трансформирующиеся страны сумеют стать деятельными, иначе говоря, равноправными участниками адекватной мировой социально-культурной среды.1
Эгоизм гегемонистской группы постиндустриальных держав препятствует врастанию экономики и обществ трансформирующихся стран в мировую систему, поскольку не соответствует освобождению
Дятлов С. А Концепция развития России Спб , 1997,
или перераспределению рыночных ниш. Все это неизбежно ведет к новому обострению общей мировой ситуации.
Наконец, мы должны более конкретно представлять себе роль и место трансформирующихся обществ в системе мировых политических и экономических связей.
Именно в связи с бурными переменами в политической, экономической и социальной сферах уместно поставить вопрос о трансформации как новом факторе в процессе международной регионализации.
Мы нередко упускаем из виду, что проблемы трансформации для миллионов людей - это одновременно и мировоззренческая проблема, и проблема выбора своего будущего.
Нужно иметь ввиду и то, что всем странам сообща придется решать еще другую не менее важную задачу - участвовать в выработке механизма согласования активной деятельности человечества с возможностями биосферы планеты. И здесь уместно сослаться на мнение академика Н.Н. Моисеева, высказанное еще на первом, самом драматическом этапе трансформации: “Формирование и реализация любой стратегии активной деятельности людей, а тем более, общечеловеческого масштаба требуют направленности действий каждого человека, концентрации усилий людей, что неизбежно приведет к системе запретов, регламентации их поведения и действий. Наша жизнь оказывается стесненной определенными рамками (дисциплиной). Эта регламентация означает утверждение некоторых принципов новой нравственности: то, что было допустимо в прошлом, уже недопустимо сегодня. Подобные ограничения естественно назвать нравственным императивом.
- Київ+380960830922