Ви є тут

Девиация как социальное действие

Автор: 
Ширяева Полина Адриановна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
193117
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
СОДЕРЖАНИЕ
С. 3-13
Глава 1. Синергетический подход в рассмотрении
девиантных действий......................................С. 14 — 81
1.1. Девиация в структуре социального действия............С. 14-35
1.2. Социосинергетика как методологический инструментарий рассмотрения девиации в аномичном
обществе..................................................С. 36-60
1.3. Бифуркационные механизмы социальной девиации.........С. 61-81
Глава 2. Формы проявления девиантного действия............С. 82-148
2.1. Типология девиантного поведения и конкретные формы девиации как системы социального действия..............................С. 82-107
2.2. Групповые формы девиации (по материалам контент-
анализа одной из нижегородских газет).....................С. 108-148
Заключение................................................С. 149-155
Список литературы
С. 156-178
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Для современного состояния социума используются различные определения: кризисное, нестабильное, динамичное, непредсказуемое и т.д. Однако при всех различиях и многообразии определений, можно твердо говорить о нестабильности (и не только в отношении России). Мировое сообщество или человечество в целом является онтологически сильно неравновесным и неустойчивым.
Одним из индикаторов неравновесного состояния общества является девиация. Именно девиация как процесс и как феномен является предметом настоящего исследования. В самом кратком смысле, девиация - это отклоняющееся от общепринятых норм и правил поведение. Несмотря на очевидность этого понятия в реальной жизни, очень трудно определить однозначно причины, механизмы и значение девиации для общества. Существует классическая социологическая традиция, рассматривающая девиацию как порождение социальных условий и противоречий (Г. Беккер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, Р. Мертон, Э. Парк). Рассматриваются традиционные формы девиации: алкоголизм, наркомания, проституция, преступность, суицид (A.A. Габиани, Э. Дюркгейм).
Однако проблема девиантного поведения особенно остро проявляется в обществе, которое находится в состоянии аномии. Российское общество переживает трудное и мучительное расставание с акцентированными образцами поведения. Происходит интенсивный процесс трансформации закрытого общества в открытое. Влияние прошлого достаточно велико, и многие россияне рассматривают нынешний период как переходный, надеясь, что на смену старым об-
16
виацию можно рассматривать в рамках теории действия. Здесь следует учесть, что, конечно, понятие поведения шире, чем действие. Ведь под поведением мы понимаем не единичное, атомарное действие, а некую систему, обладающую атрибутом привычности и устойчивости (повторяемости). Поведение обусловлено наличием внутренней установки индивида, которая носит вполне осознанный характер. Само понятие действия по сравнению с "поведением" значительно шире по объему и беднее по содержанию. Кроме того, действие может носигь единичный и случайный характер. Отсюда можно сделать вывод, что девиантное действие может носить как осознанный (преднамеренный) характер, так оказаться случайным и однократным.
Тем не менее, исходным пунктом и точкой отсчета является именно действие. Общая теория действия была достаточно полно представлена Т. Парсонсом4. С его точки зрения, именно она должна служить основой кодификации социально-научных знаний, руководством для исследования и базой для специализации социальных наук. Общая теория действия представляет собой связную схему, основанием которой выступают действия индивидов.
Несмотря на жесткий каркас, построенный американским социологом для анализа социального действия, необходимо сказать, что основные компоненты действия выделены верно, и речь может вестись лишь о той или иной степени гибкости структуры в целом. Разумеется, не все действия индивидов носят линейно детерминированный характер. Но мы понимаем, что не бывает абсолютной свободы. Бывает только относительная свобода, а значит любой человек
4 Парсонс, Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. // Американская социологическая мысль./ Т. Парсонс - М.: Московский университет, 1994 - С. 448-463
17
действует "в рамках", даже если эти "рамки" касаются отклоняющегося поведения.
Под действием Т. Парсонс понимал целенаправленное, нормативно регулируемое и мотивированное поведение в определенных ситуациях. Поведение предполагает наличие окружающего мира (объекты) и ситуаций (деятели и объекты). Важная роль в этой теории отводится таким конструктам как социальная структура, система личности и структура культуры. Они образуют систему координат, в которой действуют индивиды.
Социальная система - это система действий с одним или большим числом деятелей (в качестве акторов выступают индивиды и коллективы). Причем, для каждого деятеля ситуация определяется существованием других деятелей и происходят взаимозависимые действия, которые "концентрируются" в зависимости от того, насколько велико согласие относительно общих целей, ценностей, нормативных и когнитивных ожиданий. "Сведенная к самым простым понятиям социальная система состоит из множества индивидуальных действующих лиц, взаимодействующих друг с другом в ситуации, которая обладает по меньшей мерс физическим аспектом или находится в некоторой среде действующих лиц, мотивации которых определяются тенденцией к "оптимизации удовлетворения", а их отношение к ситуации, включая отношение к друг другу, определяется и опосредуется системой общепринятых символов, являющихся элементами культуры".5
Помимо социальной системы Т. Парсонс выделяет еще две структуры. "Два других аспекта представляют собой системы личности отдельно действующих лиц и культурную систему, на основе