Ви є тут

Особенности формирования потребности в технических знаниях у учащейся молодежи: социологический анализ

Автор: 
Козлов Владимир Юрьевич
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2004
Артикул:
193507
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Стр.
Введение................................................................3
Глава 1. Методологические основания социологического анализа системы формирования потребности в технических знаниях у учащейся молодежи
1.1. Сущность и содержание потребности человека
в знаниях................................................................И
1.2. Особенности формирования потребности
в технических знаниях у молодежи в России...............................47
Глава 2. Содержание потребностей в технических знаниях и противоречия их развития у современной молодежи
2.1. Особенности формирования потребности в
технических знаниях у учащихся общеобразовательных школ...............74
2.2. Основные противоречия развития потребности
в технических знаниях у студентов инженерных вузов...................114
Заключение............................................................141
Литература............................................................148
Введение
Начало XXI века характеризуется дальнейшим ускорением темпов научно-технического прогресса. Конструкторы, инженеры, технологи создают те новые машины и механизмы, которые ведут к дальнейшему повышению уровня автоматизации современного производства, превращению работника в наблюдателя и контролера за технологическими процессами, связанными со все более глубокой переработкой природных ресурсов. В связи с этим возрастают требования профессиональной подготовки тех специалистов, которые заняты созданием все более совершенных технических систем, а также их умелым, высокопрофессиональным использованием.
В связи с этим актуальной задачей становится дальнейшее совершенствование системы подготовки учащихся тех образовательных учреждений, которые выпускают специалистов различного профиля для современной горнодобывающей, перерабатывающей, радиоэлектронной и других видов промышленности. Высокий уровень овладения техническими знаниями достигается только тогда, когда у человека постепенно формируется и развивается потребность в этих знаниях. Деятельность, связанная с их приобретением и использованием, рассматривается как важнейшая сфера самореализации личности в трудовой деятельности. Поэтому современная система образования и воспитания подрастающего поколения включает в себя особую работу по выявлению тех детей, у которых уже в раннем детстве и подростковом возрасте проявляется интерес к изучению современной техники. Также требуется организовать эффективное развитие этой потребности в процессе получения общего, а затем и специального образования учащейся молодежи. В этих условиях существенно повышается качество учебы у студентов в системе начального, среднего и высшего технического образования. Также обеспечивается высокая творческая активность тех специалистов технического профиля, которые заняты эксплуатацией ныне действующих технических систем, а также созданием новых.
ствовать с внешней необходимостью таким образом, чтобы особь могла жить.
Это результат длительной адаптации организмов к конкретным условиям природной среды. Та постепенно в течение многих веков вырабатывала в живом тс биологические и психические структуры, которые позволяют ему существовать относительно автономно. Следовательно, если необходимость не предполагает наличие того предмета, на который она действует, то потребность отличается тем, что она является формой взаимодействия внешнего обязательного фактора и внутренней структуры, обеспечивающей готовность к его принятию.
Поэтому потребность обязательно следует изучать в единстве необходимого внешнего и того, что им уже подготовлено в живом организме. Действует принцип познания генезиса любого природного и общественного процесса. Они происходят в определенной последовательности в результате взаимодействия каких-то, в конечном счете, внешних и внутренних факторов. Даже сама внутренняя необходимость формируется в результате уникального набора конкретных форм воздействия внешней действительности.
Значительная часть авторов работ по проблеме потребностей явно преувеличивают роль внешнего фактора, считая, что потребность представляет собой объективное образование, выражающее необходимость использования человеком предметов окружающей среды соответствующим образом.1 При этом потребность непосредственно связывается с внешней социальной необходимостью и рассматривается одной из форм ее проявления. Характерно определение, данное С.Ю. Витте: «Потребностью называется такое требование нашего физического и духовного организма, неудовлетворение которого или равносильно прекращению нашего существования, или причиняет нам страдания, или понижает чувство нашего благополучия».2
• .
1 См.: Малышев Е.Г. Чслоисчсская личность и сс проявления М., 1969; Радэсв В.В. Потребность как экономическая категория социализма М., 1969.
Витгс С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстне, читанных Его Императорскому Высочеству Великому Князю Михаилу Александровичу в 1900 - 1902 тт. // Урал. 1991..Уз 11. С. 40 - 41.
15
Современный исследователь В.И. Тарасенко пишет: «Потребность -форма проявления необходимости... есть противоречие необходимого и достаточного, надо и есть, должного и реального»1.
Следующий шаг рассмотрения проблемы при данной трактовке связан с выяснением того, что же выступает в качестве необходимого, а что - достаточного. Так, B.C. Магун таковым считает благо: «...потребность в благе X -состояние отсутствия блага X».2 Выходит, потребность вызвана нехваткой чего-то, она есть нечто принуждающее, вызывающее в индивиде негативные переживания. Значит, человек, испытывая потребность, даже положительную, отягощен отрицательными эмоциями. Невольно абсолютизируется роль внешней необходимости в становлении потребности.
Практика реальной жизни показывает, что потребности вызывают разнообразные по содержанию эмоции и чувства, например, при познании нового, исследовании неизвестного, совершении открытия в науке, технике и т.д. Эти процессы часто сопровождаются целой гаммой положительных чувственно-эмоциональных переживаний. Односторонний, абсолютизирующий роль внешнего элемента взгляд на потребности не выдерживает столкновения с реальной действительностью, которая требует учета и внутреннего фактора - предрасположенности к реагированию на воздействие окружающей среды.
Конечно, нельзя не согласиться с тем, что именно она в значительной мере определяет человеческую жизнь. Поэтому рассмотрение потребности как некоего внешнего побудителя имеет основания. В то же время мы не должны забывать о роли внутренних элементов, связанных у человека с природной предрасположенностью, а также сознанием и его ролью в реализации потребности.
Если объектом анализа сделать отдельного индивида, абсолютизировать роль его психики, можно придти к выводу, что потребность есть некое субъ-
• -------------------------
Тарасенко В.И. Социальные потребности личности: формирование, удовлетворение, развитие. Киев. 1982. С.
20.
2 Магу н B.C. Потребности и психология социальной детерминации личности Л., 1983. С. 8.