Ви є тут

Сфера социально-культурных услуг населения в трансформирующемся российском обществе

Автор: 
Крынина Ольга Юрьевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
193516
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Стр.
Введение......................................................... 3
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения института социально-культурного сервиса................................. 13
* 1.1. Сущность сферы социально-культурного сервиса:
специфика, структура, социальная роль.................. 13
1.2. Мотивация потребителей в сфере социально-культурных услуг........................................................... 39
1.3. Коммуникационная составляющая сферы социально-
культурных услуг в свете постиндустриальных тенденций современного общества................................... 53
Глава II. Динамика социокультурного сервиса в современном
российском обществе..................................... 68
2.1. Институционализация сферы социально-культурных
услуг в России.......................................... 68
2.2. Потребители в системе института социокультурного
сервиса................................................. 92
2.3. Специфика потребления социазьно-культурных услуг в
Республике Адыгея и тенденции развития................. 120
Заключение ...................................................... 149
|
I
4
| Список использованной литерату ры.................................... 152
Приложение......................................................... 164
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Сложные процессы сегодняшней общественной трансформации, изменения в социальных и экономических сферах поставили Россию перед необходимостью учиться жить в новых условиях. В обеспечении высокого уровня развития человеческого потенциала важнейшую роль играет институт социально-культурного сервиса, так как именно в его пространстве и при его непосредственном участии формируются важнейшие характеристики человеческого бытия.
Сфера; социально-культурных услуг служит мощным фактором генерации и реализации человеческих потребностей всех уровней, а их важность для личности в сочетании с социальной и гуманистической направленностью делает социально-культурные услуги эффективным средством социализации личности..
Опыт развития большинства стран подтверждает, что неразвитость сферы социально-культурных услуг замедляет процесс развития современного человека как работника, личности, гражданина и семьянина. Высокая «экономия» на услугах оборачивается крупными потерями в самом материальном производстве, усложняет реализацию человеческого фактора с позиции модели «человеческого капитала». Эти потери могут ощущаться в пьянстве, наркомании, резком падении общей культуры и духовности общества; потере рабочего времени из-за болезни, усталости, дискомфорта, психологической напряженности и т.д. Всё это сказывается на снижении возможностей реализации творческого, интеллектуального потенциала человека как главной производительной силы современного общества. Именно поэтому внимание современного общества должно обратиться на личностно-персональную значимость социально-культурного сервиса: познание человеком культуры в процессе получения социально-культурных услуг несет в себе заряд гуманизма и способствует восприятию общечеловеческих ценностей, создавая и формируя, тем самым, условия и образ жизни человека.
16
назвать социальным (шире - общественным) с выделением в нем социальнокультурного сервиса. Во втором случае вряд ли их целесообразно включать в понятие «социальное обслуживание», «социальная работа».
В целом заметим, что современное развитие сферы услуг характеризуется двумя основными составляющими:
- усиление разнообразия и специализации сервисной деятельности;
- возрастание роли принципа дополнительности.
Последняя, на наш взгляд, тенденция наиболее заметна в усложнении многофункциональной зависимости услуг друг от друга. Так, например, услуги гостиниц включают комплекс разнообразных услуг - питание в кафе и ресторане, торговые и бытовые, рекреационные и культурные услуги, не замыкаясь только предоставлением номера. Жилищно-коммунальные услуги сопровождаются коммунальными услугами, ремонтно-техническим сервисом. Торговые услуги сопровождаются рекламными и рекреационными услугами. Как следствие, подобная функциональная взаимосвязь и взаимозависимость услуг делает весьма сложным с точки зрения нескольких критериев предложить функциональную классификацию сервисной деятельности.
Изменения в российском обществе обусловили важность классификации услуг с точки зрения выделения платных и не платных услуг, т.е. с позиции отнесения их к частному рыночному и общественному, не рыночному сектору сферу услуг. При этом важное значение имеет определение роли и места в этой классификации услуг смешанного типа, занимающих промежуточное положение, на стыке частного, платного и общественного, не платного, сектора сферы услуг.
Отметим, что подавляющее количество услуг занимают промежуточное положение между общественным (государственным) и частным (рыночным) секторами услуг. Одни смешанные услуги обладают большими свойствами общественных благ (например, многие социальнокультурные услуги) и тяготеют к общественному сектору услуг, их называют
17
социально значимыми, смешанными услугами, поскольку они ориентированы в большей степени на интересы общества и общественного производства, чем на интересы отдельной личности. Велика их роль в социальной интеграции, в обеспечении социального равенства, социальной защиты людей. В силу подобных специфик классификация, предложенная в «Концепции развития сферы сервиса в РФ»1, где все услуги подразделяются на: ориентированные на производство, ориентированные на общество, ориентированные на домашнее хозяйство и услуги личностного характера, представляется не вполне логичной с точки зрения соотнесения социально-культурных услуг. К примеру, досуговые услуги можно с полным правом отнести как к услугам ориентированным на общество, так и к услугам личностного характера.
Принятый Государственный стандарт весьма логично предлагает сделать акцент на функциональное назначение услуги, оказываемой населению, и подразделять услуги на две основные группы:
- материальные услуги, обеспечивающие восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказу граждан, а также перевозку грузов и людей. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и т.д.;
- социально - культурные услуги, обеспечивающие поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. В частности, к социально -культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д. Подобная классификация весьма логична и рациональна, хотя на наш взгляд, и является достаточно общей, весьма полно раскрывает сущность социально-культурного сервиса.
1 Концепция развития сферы сервиса [Электронный ресурс]. - М., 1997. Режим доступа: Ь«р://уоиг-business.chat.ru/main/base/KOI/2b.htm