Ви є тут

Социально-экономический механизм взаимосвязи профессионального образования и рынка труда

Автор: 
Швакова Юлия Александровна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
195395
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение.............................................................. 3
Глава 1 Роль профессионального образования в структурной сбалансированности системы занятости......................................... 19
§ 1. Структурная сбалансированность системы занятости и признаки ее
нарушения в России.................................................... 19
§ 2. Характер взаимозависимости между экономикой и системой образования.............................................................. 42
§ 3. Динамика подготовки дипломированных специалистов и изменения в их профессионально-квалификационной структуре.................. 71
Г лава 2 Молодые специалисты в конъюнктуре рынка труда................ 89
§ 1. Основные тенденции развития спроса на российском рынке труда... 89 § 2. Баланс спроса-предложения дипломированных специалистов на
рынке труда и проблема их трудоустройства............................ 109
§ 3. Деятельность службы занятости по регулированию рынка труда
молодых специалистов................................................. 129
Заключение........................................................... 162
Библиография......................................................... 169
Приложения........................................................... 183
4
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что сегодняшняя стадия экономического развития нашей страны предполагает аккумулирование всех имеющихся ресурсов общества и их максимально эффективное использование. Экономические преобразования затрагивают все сферы российского общества, изменяется и сущность понятия «трудовые ресурсы», в котором все большее значение приобретает его качественная составляющая, т.е. уровень интеллекта, образования, профессионализма и экономической активности трудовой массы людей. Одним из важнейших источников обновления общества в системе общественного воспроизводства считается молодое поколение, его социальное развитие, воспроизводственная функция которого существенно актуализируется в условиях социальной нестабильности. Возрастающая роль демографических изменений еще более усиливает функцию молодого поколения как основного источника развития российского общества. Статистика однозначно показывает, что с 2007 года в нашей стране начнется сокращение абсолютной численности населения в трудоспособном возрасте.
В то же время, в условиях инфляции, безработицы, политической нестабильности именно молодежь, выпускники учреждений профессионального образования, впервые оказавшиеся на рынке труда, являются наиболее уязвимой его категорией. Причин тому достаточно: это и отсутствие трудового опыта, и низкая квалификация, и зачастую несоответствие содержания полученной профессии требованиям рынка. Ликвидация планового механизма определения потребности в специалистах и их обязательного распределения по окончании обучения привела к значительным изменениям всей совокупности социально-экономических условий функционирования учреждений профессионального образования всех уровней. Происходит существенное изменение системы целей, мотивов, методов и форм образовательнопрофессионального становления и развития личности.
С точки зрения спроса на труд экономики советского типа характеризовались парадоксальным сочетанием хронического избытка кадров с их хронической нехваткой. С одной стороны, предприятия были лишены возможности приобретать производственные факторы именно тогда, когда в них возникала реальная потребность, так что ресурсы (включая рабочую силу) приходилось запасать впрок. Ресурсный резерв был необходим как страховка на случай непредвиденных обстоятельств (перебои в поставках, внезапные пересмотры плановых заданий и т.д.). Отсюда - тенденция к раздуванию штатов и поддержанию избыточной численности персонала. С другой стороны, позиции предприятий в торге с вышестоящими властями впрямую зависели от того, сколько ресурсов им уже удалось сосредоточить под своим контролем. В условиях административного установления цен деятельность значительной части предприятий была изначально убыточной и не могла поддерживаться без крупномасштабных дотаций и дешевых кредитов со стороны государства. Отсутствие жестких бюджетных ограничений означало, что предприятия практически не несли никаких издержек, связанных с накоплением чрезмерных запасов, в том числе - трудовых ресурсов (эти издержки ложились на все общество в целом). В результате каким бы массивным кадровым резервом не располагали предприятия, он всегда воспринимался ими как недостаточный. В подобных условиях спрос на рабочую силу оказывался ненасыщаемым, а ее устойчивый дефицит превращался в постоянного спутника плановой экономики. Отсюда - необходимость жесткого контроля за кадровой политикой предприятий. Хотя при принятии решений, касающихся условий найма и оплаты конкретных работников, они располагали известной свободой маневра, ее границы были крайне узки. За время существования -централизованных экономик советского типа состав спускаемых сверху плановых показателей многократно менялся (это могли быть лимиты численности, уровень и темпы роста производительности труда, величина фонда заработной платы, нормативы отчислений в фонды стимулирования и многое другое), но их перечень неизменно оставался чрезвычайно
внушительным, а отклонения от них грозили руководителям предприятий серьезными санкциями (от административных взысканий до снятия с занимаемых постов и уголовной ответственности).
Понятие «сбалансированность» применительно к основным факторам производства означает, что между ними имеется определенное взаимоувязанное соотношение, сложившееся при существующих пропорциях общественного производства. Иными словами, сбалансированность представляет собой фактически сложившуюся количественную и качественную пропорциональность в распределении трудовых ресурсов, рассматриваемую как соотношение потребностей производства в рабочей силе и трудовых ресурсах. По своему экономическому содержанию сбалансированность - форма проявления объективно обусловленной (необходимой) пропорциональности в распределении ресурсов труда. Этот вид пропорциональности означает, что распределение трудовых ресурсов по видам деятельности, отраслям народного хозяйства, регионам страны, а также соотношение между структурой производственных фондов и рабочей силой соответствуют общественным потребностям, обусловленным данным уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Ясно, что такое соответствие является теоретической абстракцией.
В действительности структура общественных потребностей и пропорций в распределении трудовых ресурсов никогда полностью не совпадает. Поэтому объективно обусловленные пропорции в распределении трудовых ресурсов как закономерность общественного развития относительны. Они не исключают, а предполагают возникновение временных, преходящих диспропорций, постоянно разрешаемых в процессе планомерного приспособления структуры ресурсов к требованиям производства. В этом смысле можно говорить о пропорциональности и диспропорциональности как о диалектическом единстве, дающем импульс к развитию.
Специфичность сбалансированности как формы проявления объективно обусловленной пропорциональности в распределении трудовых ресурсов за-