Ви є тут

Становление институциональных субъектов рыночной торговли: анализ групповой специфики и процессов самоорганизации

Автор: 
Мартынович Галина Ивановна
Тип роботи: 
анализ групповой специфики и процессов самооргани
Рік: 
2005
Артикул:
195629
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................3
^ Г л а в а 1. Институционализация рыночных отношений в современном
российском обществе: проблемы социологического анализа 15 §1.1. Развитие системы рыночных институтов в постсоветской
России......................................................16
§1.2. Институционализация рынков розничной торговли:
^ особенности формирования вещевых рынков......................39
Г л а в а II. Субъектная система институциональных агентов вещевых
рынков..................................................60
§2.1. Социологические характеристики субъектов торговли
<# на вещевых рынках: особенности структуры и динамика..........61
§2.2. Социальный портрет агентов вещевых рынков.................85
Глава III. Групповая самоорганизация институциональных субъектов
вещевых рынков: модели социальной эволюции............112
§3.1. Социальные аттракторы самоорганизации групповых агентов
вещевых рынков............................................113
.0 §3.2. Влияние системы социальной регуляции на социоструктурное
становление субъектов вещевой торговли.....................131
Заключение.........................................................145
Список использованной литературы...................................152
Приложения ..................................................... 169
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследовании. Одной из наиболее ярких социальных примет развития малого бизнеса, частной инициативы и экономической конкуренции в новой российской действительности стало возникновение и функционирование вещевых рынков, вовлекающих в свою сферу значительную часть самозанятого населения и наемных работников. Большинство людей, пришедших в эту сферу деятельности в качестве мелких предпринимателей, рассматривали свое новое социальное положение как имеющее временный, ситуационный характер. Такая амбивалентность групповой идентификации продолжает сохраняться у многих из них до сих пор.
В период радикальных, крупномасштабных социально-экономических реформ российского общества вещевые рынки, как социально-экономическое явление, уже в своей первоначальной во многом стихийной по своему характеру фазе развития, сыграли существенную роль в снижении социальной напряженности в стране посредством обеспечения вторичной и полной самозанятости многочисленных представителей различных профессиональных групп. Процесс становления и функционирования вещевых рынков стал поступательно институционализироваться, организуя и регламентируя деятельность своих агентов, формируя специфическую субкультуру отношений инсайдеров, вовлекаясь в механизм общей социальной регуляции.
Вещевой рынок в сложившейся социально-экономической ситуации привлек значительную часть индивидуальных предпринимателей, превосходящую по своей численности занятых в организационно более крупных коммерческих структурах. Безусловно, это требует повышенного внимания экономических социологов к анализу данной сферы экономической активности и выявлению специфических характеристик
3
рассмотрения в настоящей диссертационной работе.
§ 1.1. Развитие системы рыночных институтов в постсоветской России
Понятие «рынок», столь популярное в нашей стране в течение двух последних десятилетий, при детальном рассмотрении оказывается весьма многозначным. Английский исследователь выделяет пять трактовок рынка:
1) фиксированное место, предназначенное для официально разрешенной в определенное время торговли;
2) определенная территория (город, страна и т.п.), на которой осуществляются акты купли-продажи;
3) совокупный платежеспособный спрос на определенный вид товаров или услуг;
4) механизм балансирования цен спроса и предложения, обладающий способностью к саморегулированию;
5) экономическая система, основу которой составляет свободная конкуренция между независимыми хозяйственными субъектами1.
С собственно социологической точки зрения понятие рынка включает такие взаимосвязанные элементы, как действующие агенты (продавцы, покупатели, контролеры, вспомогательные участники); способы структурной организации элементов; набор институциональных ограничений, задающих правила и нормы взаимодействия; методы контроля, детерминирующие стратегии агентов. В целом можно принять следующее определение: «рынок представляет собой совокупность структурно связанных продавцов и покупателей определенного товара (товарной группы), деятельность которых регулируется сходными
1 Boyer R. The Variety and Unequal Performance of Really Existing Markets: farewell to Doctor Pangloss // Hollingsworth J.R., Boyer R. (cds.) Contemporary Capitalism: The Embeddedness of Institutions. Cambridge, 1999. P.62-65.
правилами и разделяемыми большинством участников концепциями контроля»1.
Институциональный подход к рынкам трактует их как совокупность иерархически организованных позиций, взаимодействие которых определяется специфическими нормами и правилами, природа которых, в свою очередь, связана с товарно-денежными отношениями. Иерархическое преимущество получают те агенты, которые обладают большей покупательной способностью или соответственно большей способностью к продажам по более высокой цене. Институциональная иерархия неразрывно связана с властью, поскольку обладающие большими ресурсами агенты способны устанавливать свои правила и навязывать их выполнение всем остальным.
В строго рыночной теоретической модели учитываются лишь денежные оценки, отношения эквивалентного обмена и информационное регулирование посредством цен спроса и предложения. Однако действительные субъекты реальных рынков руководствуются более широким спектром мотивов и ценностей, определяемых социоструктурными и социокультурными факторами. Так, зачастую реальный статус рыночного субъекта зависит не столько от его личных способностей и даже объема финансового капитала, сколько от позиции во влиятельной социальной сети (например, этнической). Огромную роль играют и культурные факторы, которые не выступают чем-то внешним по отношению к хозяйственной деятельности, а постоянно порождаются ею и в то же время играют роль регуляторов наряду с институциональными ограничениями. Например, укорененный в культуре предпринимательства индивид не решает в каждой отдельной сделке, выгодно ему обмануть партнера или нет, он просто не рассматривает такую возможность как культурное табу.
1 Радаев В.В. Рынок как идеальная модель и форма хозяйства. К новой социологии рынков // Социологические исследования. 2003. №9. С. 19.