Ви є тут

Человеческий фактор развития отечественного авиапромышленного комплекса

Автор: 
Морозов Владислав Юрьевич
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
195632
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Работа выполнена на кафедре истории отечества и культурологии Уфимского государственного авиационного технического университета.
Научный руководитель: доктор социологических наук
профессор Ширяев Леонид Андреевич
Официальные оппоненты: доктор социологических наук
профессор Ирназаров Рашит Исмагиловмч
кандидат философских наук доцепт Шафиков Мунир 'Гавгилонич
Ведущая организация: Кафедра политологии, социологии и связи с общественностью
Уфимского государственного нефтяного технического университета
Защита состоится «19» мая 2005 года в «15.00» часов на заседании диссертационного совета Д.212.288.01 в Уфимском государственном
авиационном техническом университете но адресу: г. Уфа, ул. К. Маркса, 12.
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор социологических наук,
профессор Моисеева Т.П.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ.................................................стр.2
ГЛАГЗА 1. Системно-исторический подход к исследованию места и роли человеческого фактора в становлении и развитии отечественного авиапромышленного комплекса...................................стр.10
1.1. Понятие человеческого фактора экономики и проблема его регулируемого воспроизводства в контексте развития отечественного авиапромышленного комплекса...................................стр. 10
1.2. Становление отечественного авиапромышленного комплекса как процесс формирования его человеческого и трудового потенциала.стр.49
ГЛАВА 2. Организованное творчество трудящихся (инженерно-технических работников и рабочих) как способ воспроизводства и наращивания человеческого потенциала развития отечественного авиапромышленного комплекса.....................................................стр.61
2.1. Отечественный опыт использования социально-организационных и социально-психологических факторов развития авиационного производства и его человеческого компонента..................................стр.61
2.2. Творческая активность персонала отрасли как источник воспроизводства человеческого потенциала развития отечественного авиапромышленного комплекса...................................стр. 102
ГЛАВА 3. Современные проблемы воспроизводства человеческого потенциала отечественного авиапромышленного комплекса и пути их решения.
3.1. Трансформация общественных отношений в российском обществе и кризис отечественного авиапромышленного комплекса.............стр. 145
3.2. Экономическая глобализация. Социальные приоритеты, пути сохранения и наращивания творческого человеческого потенциала отечественного авиапромышленного комплекса....................стр. 166
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................сгр. 179
1
при организации жизни государства по рыночно-демократическому принципу не все народы способны полностью реализоваться, раскрыть свой потенциал.
Говоря на этом фоне о субъективном (человеческом) факторе в исторической ретроспективе, следует помнить, что в различных условиях, при господстве различных форм собственности, человеческий фактор так или иначе играет огромную роль в развитии как общества, так и промышленного производства. Особенно четко это видно на примере нашей страны, где до 1991 года господство Всіла социалистическая форма собственности, а сейчас -частная. При этом роль человеческого фактора была и есть значительной всегда, хотя в различные исторические периоды его роль менялась. Следует помнить, что в первобытном, рабовладельческом, феодальном и крестьянском обществах главную роль в развитии общественной формации играли объективные, природные и физические факторы (погодные и природные условия, пригодность имеющихся почв для сельского хозяйства, физическая сила и выносливость занятых в производстве индивидов и т.д. и.т.п.). Позже, на капиталистической и социалистической стадиях развития общества, роль человеческого фактора начала нарастать, и, по мере усиления влияния на общество науки и техники, эта роль стала одной из решающих в развитии общества и производства. Поэтому следует констатировать тот факт, что человеческий фактор - глобальное явление и его роль по мере развития существующей техники является вещыо неизбежной и исторически обусловленной.
Правда, говоря о субъективном факторе, видимо, не вполне корректно рассматривать человеческий фактор исключительно как часть субъективного фактора. «Человеческий фактор» - понятие более широкое, нежели «субъективный фактор», поскольку в нем сочетается целый ряд факторов.
Так, важным фактором в данном случае является возрастание роли
личности в истории. Соответственно, роль личности в экономике, культуре,
технике - одна из важнейших частей, входящих в понятие «человеческий
фактор». При этом важным для наиболее развитых отраслей промышленности.
(включая авиапромышленный комплекс) представляются следующие моменты:
роль политической деятельности (как в целом, так и отдельных политиков), в
16
данном случае касающаяся, в основном, научно-экономической политики государства и управления (то есть тех, кто его регулирует, то есть управленцев и руководителей на местах), при которой создается определенный климат внутри трудовых коллективов.
Говоря о человеческом факторе и моментах, связанных с рациональным использованием человеческого потенциала в нашей стране (хотя бы, с целью обобщения накопленного опыта), есть смысл обратиться к опыту использования человеческого потенциала в отдельных наиболее развитых отраслях отечественной экономики. И первой из этих отраслей является авиационная промышленность СССР. Именно на примере данной отрасли можно утверждать, что показатель наиболее рационального использования человеческого потенциала отрасли прямо пропорционален важности и глобальности задач, поставленных перед данной отраслью (а также месту данной отрасли в системе экономики страны по степени важности) и обратно пропорционален степени решённости социальных проблем в данной отрасли.
Если представить авиапромышленность как социотехническую систему, куда наряду с человеком и человеческим потенциалом входят элементы другой природы (материалы, техника, технологии), то в качестве целевой функции авиационной промышленности следует рассматривать производство специфического продукта. В данном случае это производство авиационной техники (самолёты, вертолёты, дирижабли и т.д.) и комплектующих для неё (авиационные двигатели, приборы, запасные части и т.д.). Эффективность данной социотехнической системы можно оценивать через степень достижения целей, поставленных перед отраслью. Поскольку данные цели на разных этапах развития авиапромышленности, как в СССР/России, так и в мире в целом, были различны, а степень их достижения также была различна, данная проблематика будет рассмотрена ниже, с привязкой к различным этапам развития отрасли, а также к собы тиям мировой и отечественной истории.
Принято выделять два типа социотехнических систем:
предприятия, занятые производством и .распределением материальных ценностей и услуг;
17