Содержание.
Содержание...............................................................2
Введение.................................................................4
Глава 1. Простейшая модель скейтборда....................................9
Введение..............................................................9
1. Постановка задачи. Основные системы координат.....................13
2. Кинематические связи..............................................18
3. Вычисление абсолютной скорости центра масс доски и центра масс райдера...........................................................22
4. Уравнения движения................................................25
5. Сравнение с известными результатами...............................29
6. Устойчивость прямолинейного равномерного движения скейтборда. 31
7. Существование инвариантной меры...................................34
8. Качественный анализ интегрируемого случая.........................36
9. Исследование устойчивости стационарных движений в интегрируемом случае..............................................47
10.Анализ движения системы вблизи положения равновесия...............57
Глава 2. Модель скейтборда с тремя степенями свободы....................66
1. Постановка задачи. Уравнения движения.............................66
2. Сравнение с известными результатами...............................72
3. Устойчивость прямолинейного равномерного движения скейтборда. 73
2
4. Существование инвариантной меры.................................78
5. Анализ движения системы вблизи положения равновесия.............79
Дополнение 1. О выборе значений основных параметров задачи. . . . 95
Дополнение 2. Об устойчивости стационарных движений неголономных систем с линейными первыми интегралами................................98
Дополнение 3. Нормальная форма системы нелинейных дифференциальных уравнений............................................................101
Список литературы....................................................106
3
Введение.
Механика неголономных систем оформилась как самостоятельный раздел аналитической механики в 1894 году в книге известного физика и механика Г. Герца [13]. Ему принадлежат также и термины “голономная система” и “неголономная система”.
Круг задач, решаемых методами механики неголономных систем, довольно широк. К числу классических задач неголономной механики, прежде всего, следует отнести задачи о качении тел по твердой поверхности. Количество работ, посвященных этим задачам, не поддается описанию. Из русских ученых начала XX века, занимавшихся решением задачи о качении твердых тел, можно назвать С.А. Чаплыгина [73-77], П.В. Воронца [11, 12, 125-127], Г.К. Суслова [58, 59]. В более позднее время такие исследования проводили Х.М. Муштари [45], Е.И. Харламова [72], Ю.П. Бычков [7-10], В.В. Румянцев [49, 53, 54], а в настоящее время их активно проводят A.B. Карапетян [20-24, 26, 27], А.П. Маркесв [37-42], A.C. Сумбатов [56, 57], Я.В. Татаринов [62-64, 67, 69], A.B. Борисов и И.С. Мамаев [2, 3, 87, 88] и многие другие. Современное состояние этого вопроса и обширная библиография имеются в монографии А.П. Маркеева [42].
Теория движения неголономных систем успешно применялась и применяется при исследовании различных технических задач: в теории движения велосипеда и мотоцикла (К. Бурле [89], Ж. Буссинеск [90],
Э. Карвалло [93], Ф. Уиппл [122], Дж. Раус [112], М.В. Келдыш [29], И.И. Метелицын [44], Е.Д. Дикарев, H.A. Фуфаев [14]), в теории движения автомобиля (Н.Е. Жуковский [15], П.С. Линейкин [33], Л.Г. Лобас [34], Е.А. Чудаков [79]), в теории движения колесных мобильных роботов (В.М. Буданов, Е.А. Девянин [5], A.A. Зобова и Я.В. Татаринов [18, 19],
4
Ю.Г. Мартыненко [17, 43, 46], Д.Е. Охоцимский [46]) и в целом ряде других областей техники. Таким образом, механика неголономных систем может быть применена при исследовании движения различных машин и механизмов, снабженных колесами. В частности, объектами такого типа являются спортивные средства передвижения и экстремального спорта, т.е. различные роликовые доски, скейтборды, снейкборды и прочее. Исследования динамики подобных средств передвижения необходимы для того, чтобы в перспективе выработать некоторые общие принципы катания на таких объектах и представить полученные принципы в виде инструкции для начинающих спортсменов. Наличие некоторых общих рекомендаций о правильном пользовании досками привело бы к значительному уменьшению травматизма, вызванного падениями при катании.
В данной диссертации рассматривается задача о движении человека на скейтборде. Предполагается, что управление скейтбордом со стороны человека отсутствует. Строятся различные математические модели, описывающие динамику данной системы. Уравнения движения этих моделей представлены в форме уравнений Гиббса - Аппеля. Проводится анализ этих уравнений, в частности, исследуются вопросы интегрируемости полученных уравнений. Также изучается влияние различных параметров модели на ее динамику.
В первой главе рассматривается простейшая модель движения человека на скейтборде (в дальнейшем человека, катающегося на скейтборде, будем называть райдером). Предполагается, что райдер представляет собой твердое тело, остающееся ортогональным к плоскости доски во все время движения. В этом случае наклон доски и наклон райдера определяются одной обобщенной координатой.
Во введении к первой главе проводится обзор имеющейся литературы по исследуемой задаче, а затем дано краткое описание скейтборда и составляющих его частей. Основные системы координат, используемые при изучении движения системы, вводятся в первом параграфе. Второй параграф
посвящен выводу кинематических соотношений, связывающих угол наклона доски с углами поворота колесных осей скейтборда.
Последующие два параграфа посвящены выводу уравнений движения системы. Уравнения движения записываются в форме уравнений Гиббса -Аппеля. Проверяется, что полученные уравнения всегда обладают первым интегралом - интегралом энергии. В пятом параграфе проводится сравнение полученных уравнений движения с теми приближенными, что были выведены ранее в работах Хаббарда [105, 106] и Эстсрлинга [109], и показывается, как свести найденные уравнения к уравнениям указанным в [105, 106, 109].
Уравнения движения скейтборда всегда имеют важное частное решение, которое соответствует равномерному прямолинейному движению скейтборда. Устойчивость этого движения исследуется в шестом параграфе. В этом параграфе получены условия устойчивости равномерного прямолинейного движения скейтборда, а также условия устойчивости равновесия, когда скейтборд неподвижно стоит на плоскости.
Вопросу существования у полученных уравнений движения инвариантной меры с гладкой положительной плотностью посвящен седьмой параграф первой главы. В этом параграфе найдены условия, при которых инвариантная мера существует. При выполнении этих условий уравнения движения скейтборда можно полностью проинтегрировать при помощи квадратур. Подробный качественный анализ квадратур данного интегрируемого случая приведен в восьмом параграфе. В девятом параграфе для интегрируемого случая движения данной системы проведен анализ устойчивости всех стационарных движений скейтборда, получены условия устойчивости стационарных движений, а все аналитические результаты подтверждены серией построенных численно бифуркационных диаграмм.
В последнем, десятом параграфе первой главы, проводится анализ движения скейтборда вблизи положения равновесия. Уравнения движения
6
приводятся к нормальному виду, и на основе нормальной формы делается вывод о том, как ведет себя система вблизи положения равновесия.
Вторая глава диссертации посвящена исследованию более сложной модели скейтборда. Предполагается, что наклон доски и наклон райдера определяются двумя независимыми обобщенными координатами. В первых двух параграфах второй главы выводятся уравнения движения данной модели скейтборда, при этом снова используется метод Гиббса - Аппеля. Полученные уравнения сравниваются с теми приблеженными, что были выведены ранее в работах Хаббарда [105, 106].
Как и в случае простейшей модели, уравнения движения данной модели скейтборда допускают частное решение, которое соответствует равномерному прямолинейному движению скейтборда. Устойчивость этого движения исследуется в третьем параграфе. Получены условия устойчивости равномерного прямолинейного движения, а также равновесия скейтборда. Четвертый параграф посвящен исследованию условий существования у уравнений движения инвариантной меры с гладкой положительной плотностью. Получены условия, при которых инвариантная мера в данной задаче может существовать, однако найти ее в явном виде не удалось. В пятом параграфе проводится анализ движения скейтборда вблизи положения равновесия, при этом снова используется метод нормальных форм.
Результаты диссертационной работы докладывались на многочисленных семинарах и конференциях, в частности:
1) на десятой Международной конференции «Устойчивость, управление и динамика твердого тела», Донецк, Украина, 2008;
2) на шестой Международной конференции ЕКЮС-2008, Санкт-Петербург, Россия, 2008;
3) на XXXVI Международной школе-конференции АРМ-2008, Санкт-Петербург, Россия, 2008;
4) на девятой Международной конференции МОУ1С-2008, Мюнхен, Германия, 2008;
7
5) на десятом Международном семинаре «Устойчивость и колебания нелинейных систем управления» им. Е.С. Пятницкого, Москва, Россия, 2008.
Основные результаты диссертации опубликованы в работах [129-135].
8
Глава 1. Простейшая модель скейтборда.
Введение.
Катание на роликовой доске (скейтборде) стало в последнее время одним из самых популярных видов спорта [71]. Однако, несмотря на растущую популярность скейтбординга, количество публикаций, посвященных различным вопросам динамики скейтборда, сравнительно невелико. В конце 70-х - начале 80-х годов XX века появились две статьи Монта Хаббарда [105, 106], в которых были построены и исследованы две математические модели, описывающие движение человека на скейтборде. При этом для получения уравнений движения моделей использовались общие теоремы динамики. Модели, изучаемые в данной работе, представляют собой дальнейшее развитие моделей, предложенных Хаббардом.
В 1996 году появилась статья Ю.Г. Исполова и Б.А. Смольникова [107], в которой также обсуждались различные вопросы динамики скейтборда. В частности, исследовалась возможность разгона скейтборда с использованием реакций неголономных связей (неголономный разгон). Однако модель скейтборда, предложенная в [107], является двумерной, тогда как в работах [105, 106] рассматривались исключительно пространственные модели,
представляющиеся, как кажется, больший интерес.
Результаты, изложенные в [107], существенно использовались авторами дипломной работы [81], в которой помимо исследования модели скейтборда, взятой из [107], изучались также модели одной из модификаций скейтборда, называемой снейкборд (см., например, [108, 111]).
В статье [98] исследовались упругие свойства доски скейтборда, сделанного из композитного материала, при постепенном увеличении нагрузки на доску
9
- Київ+380960830922