Ви є тут

Суспільно-політичні погляди В.Н.Каразіна.

Автор: 
Хрідочкін Андрій Вікторович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U001017
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В.Н.КАРАЗИНА
"Человек во многих отношениях замечательный", "замечательнейший человек", "личность, выдающаяся во всех отношениях ..., человек, стоявший на целый век впереди своего времени", "Маркиз Поза ... личность неутомимого работника на общую пользу", деятель, оставивший "заметный след во всех областях культурного, научного и общественного развития" [138.С.5; 174.С.148; 94.С.172; 98.С.39]. "Человек, склонный к доносам", личность, у которой преобладал "фанатизм над разумом" [257.С.166; 254. №1.C.57]. "Прогрессивный деятель", за свои проекты "зазнавший репресiй" [235. Т.4. С.204; 369. С.408]. "Убеждённый сторонник самодержавных форм правления и крепостного права", деятель, имевший "реакционный характер воззрений" [275.С.130; 240.С.327]. "Пiонер демократичного слов'яно-фiльства в Україні, представитель "либерального направления" [292.С.57-58; 234.С.145] и т.д. Это всё различные оценки одного и того же человека - Василия Назаровича Каразина - современниками, а также последующими исследователями. Оценки его личности и общественно-политических взглядов, порой диаметрально противоположные, встречаются и в исследованиях тех, кто давал характеристику его деятельности и взглядов позже, и в энциклопедических изданиях. Кто же он такой - В.Н. Каразин? Какой жизненный путь прошёл этот человек, каковы основные этапы формирования его мировоззрения. К сожалению, в исторической литературе эти вопросы не получили достаточно полного освещения.
Василий Назарович Каразин является потомком древнего дворянского рода Караджи, который имел свой фамильный герб с 1627 года, с изображённым на нём щите и "увенчатый греческим шеломом" [31.С.686]. Спорным в литературе является вопрос о национальности Василия Назаровича. Его считали и греком [94.С.172], и болгарином [155.С.296], и сербом [331.С.3]. Последнее подтверждает и сам Каразин [85. С. 36] в письме к графу А. Чарторыйскому от 21 ноября 1804 года в связи с вспыхнувшим сербским восстанием. Разночтения по поводу его национальности не покажутся случайными, если учесть, что в роду Василия Назаровича Каразина было много смешанных браков.
Основателем рода Каразиных считается Григорий Караджи (прадед Василия Назаровича) - архиепископ города Софии ?71.С.612?. Его дед Александр Григорьевич Караджи (серб по национальности) переехал в Россию при императоре Петре I. Именно тогда его фамилия была записана с российским окончанием (Каразин). Скончался он в 1753 году, в деревне Рублёвка, в звании капитана, которое получил за шесть лет до своей смерти. Отец Василия - Назар Александрович Каразин (родился 14 октября 1731 года), хотя по материнской линии и имел греческие корни, считал себя "русским человеком", владел греческим и турецким языками [197. № 24]. Профессию он унаследовал от своего отца - также стал военным с 1745 года. Назар принимал участие в Семилетней войне, войне России с Турцией (1768 - 1774), где показал себя храбрым и умным воином. Однажды ему удалось даже взять в плен валахского царя с сыном и придворными и доставить их в расположение российской армии. Два раза он оказывался в турецком плену, и оба раза ему удавалось бежать и возвращаться на родину. Его ратные подвиги не остались незамеченными. В отставку Назар вышел 25 мая 1770 года и, помимо звания полковника и денежного вознаграждения, ему были пожалованы 19 ноября 1770 года в "вечное владение" украинские деревни Кручик (47 крестьянских дворов) и Основцы (31 двор). Уже в Украине он женился на дочери казацкого сотника Харьковского полка Якова Ивановича Коваленко (по первому браку Логачёвой) Варваре Петровне (будущей матери Василия Назаровича). В деревне Кручик Харьковской губернии 30 января 1773 года "в избе крестьянина" (так как дом родителей был ещё не достроен) и родился Василий Назарович Каразин. При рождении он был назван Богданом, но при крещении имя было изменено на Василий.
Детские годы Василий провёл в кругу родной семьи, слушая рассказы отца о войнах, в которых тот принимал непосредственное участие, о жизни его предков - сербов, вёдших борьбу с Турцией за своё национальное освобождение. Такая обстановка предопределила желание подростка продолжить дело своих отца и деда - сделать военную карьеру. Вместе с этим, будучи выходцем из помещичьей семьи, он имел возможность видеть жизнь обычного украинского поместья. А. Слюсарский считал, что родители Каразина относились к тем феодалам, которые "сравнительно мягко обращались со своими крестьянами" [321. С.5]. Василий рос в деревне и общался с крестьянскими детьми, вращался в кругу крепостных, видел, но вряд ли оценивал их положение. Из деревенской жизни он вынес убеждение, что помещик в ответе за своих крестьян, которыми он управляет. На юного Каразина большое впечатление произвёл Г. Сковорода, часто бывавший в семье Каразиных, так как Назар Александрович и Григорий Саввич находились в товарищеских отношениях. Их дружба продолжалась до самой смерти отца Василия Назаровича в марте 1783 года в результате несчастного случая [78. С.357]. Не случайно эпитафия на могиле покойного была написана Г. Сковородой. Беседы с украинским мыслителем, по признанию самого Каразина, зародили у него интерес к философским вопросам, заложили стремление к совершенству и знаниям. Влияние Григория Саввича было настолько сильным, что Василий Назарович собирался впоследствии написать его биографию [15. С. 913], правда, своих планов так и не осуществил. В то же время, не стоит и преувеличивать влияние философа на подростка, ведь это знакомство было непродолжительным, да и Василия в его возрасте могла интересовать в большей степени личность Сковороды, а не его взгляды.
Со смертью Назара семья стала испытывать материальные затруднения, ведь на руках у вдовы Каразиной остались два сына - Василий и Иван (впоследствии - помещик деревни Основцы), которому тогда едва исполнилось четыре года. Варвара Петровна вынуждена была обратиться за помощью с письмом 11 ноября 1784 года к графу Ивану Михайловичу (его фамилию установить не удалось), покровителю семьи. Ра