РАЗДЕЛ 2
СЕМАНТИКА НЕМЕЦКИХ СЛОВ, ВЫРАЖАЮЩИХ
ПОНЯТИЯ 'ЧЕРНЫЙ', 'БЕЛЫЙ'
2.1. Зарождение слов, обозначающих цвет. Бинарность понятия 'черный'/'белый'
Древние люди имели узкий горизонт конкретно-чувственного, ассоциативного, а потому неизбежно поверхностного, внешнего восприятия окружающего мира. Мировосприятие было дуалистическим и основой такого "сдвоенного" понимания была нерасчлененность сферы практической деятельности, где использовались пространственно-временные и причинно-следственные связи между процессами, предметами и явлениями. "На ранней ступени формирования человека его мышление носило еще примитивный характер. Оно было непосредственно включено в практические действия человека. Человек отражал тогда действительность лишь в форме восприятий и общих представлений. Конкретные чувственные образы занимали у него преимущественное место. Достоянием сознания было лишь то, что показывал глаз, осязала рука, и слышало ухо. Содержание мышления не шло глубже наглядно воспринимаемых и представляемых связей и отношений между предметами" [133, 57]. Первоначально сознание фиксировало лишь повторяемость, последовательность, внешние связи между явлениями природы, а между ними и деятельностью людей, но еще не могло адекватно отражать сущность этих взаимосвязей и самих явлений. Природа воспринималась как единое целое, за многообразием ее форм и повторяемостью событий стояло действие некоего целесообразного механизма, который осуществлял связи между отдельными звеньями жизненного процесса по принципу переноса знакомого, привычного на неведомое, таинственное.
Мышление первобытных людей являлось в основе своей мистическим и поэтому древнейшие представления человека нашли свое отражение в мифах, легендах, в быту. Мифы, истоки которых теряются на границе животного и социального миров, выполняли своеобразную функцию посредников между человеком и отражаемыми им реально существовавшими, регулярно повторяющимися событиями. Ко времени появления письменных памятников представления человека прошли длительный путь развития и подверглись большим изменениям. У первобытного человека были уже такие понятия, как земля и небо, луна и солнце, смена дня и ночи, восход и заход солнца и луны. У древних индийцев и иранцев бог Митра олицетворял день, бог Варуна - ночь, соответственно "дневное солнце - ночное солнце", причем каждый из них мог принимать качества другого [144, 218; 145, 154-155]. Их противопоставление никогда не было враждой или соперничеством [49, 42]. Также бог Зевс представлял собой "два мифических элемента, объединенных в одно целое" [97, 26-27, 91]. Он - небо и земля, море и воздух, бог ясной и пасмурной погоды, светлый бог [97, 90-91]. "Самый светлый бог, Зевс, вступает в брак с самой темной богиней, Персефоной, и ребенок от этого брака, Загрей, должен быть посредствующим звеном между светом и тьмой. Он должен низводить из света в тьму и возводить из тьмы к свету" [97, 72].
Издавна в Египте существовал культ мертвых и различались две фазы бытия: небесная и подземная, но мыслились они как единое целое. Это нашло отражение в наименовании божества Ра-Осириса (Ра - бог солнца, Осирис - бог мертвых) [123, 267-268; 124, 358-359]. Во многих мифах говорится, что бог Ра в своей ладье проходит дневной и подземный миры, где ему приходится вести борьбу с многочисленными врагами [124; 85; 121; 199]. "Солнечное божество Ра олицетворяло первоначально единичный цикл в движении по дневному и ночному небу, но постепенно двойственность в различии день-ночь привела к появлению лунного божества - бога Тота [125, 521-522]. Однако из двух богов главным остается Ра, а Тот являлся лишь его заместителем, отражением солнечного света" [142, 27]. У древних египтян было противопоставление света и тьмы, дня и ночи, добра и зла.
Уже в период бронзового века германцы различали реальный, земной и эфирный миры, что привело к появлению обряда сжигания трупов, зарождению понятий добра и зла.
Славяне верили в чернобога и белобога [247, 13]. Белобог отождествлялся со Световитом на том основании, что атрибутом Световита был белый конь. Световит выступал как олицетворение света. "Славянским народным представлениям действительно свойствен образ доброго белого и злого черного божества, о чем говорит не только слово "черт", но и приводившийся выше народный рассказ, в котором бог изображен белым гоголем, а сатана - черным гоголем" [57, 282].
Существует мнение ученых (В.И.Шерцль, С.Д.Кацнельсон, В.Г.Таранец), что цвета 'черный' и 'белый' были не только первоначальными цветами, которые человек выделил из окружающего его мира, но они произошли от одного корня и какое-то время обозначались одним словом. Чтобы показать это, необходимо обратиться к древним словоформам.
В индоевропейском языке для обозначения белого и черного цвета использовались сходные и различные корни, одним из них является корень *ra. Индоевропейская протоформа *rа имела значение не только 'свет', но и 'тьма, темнота'. В таком значении встречаем корень *rа в словах: динд. rami 'ночь'; ratri (отсюда ие. *re- 'темнота') [249, 853]. "... эту же сему *rа имеют в индоевропейских языках не только названия светил Солнца и Луны, она присутствует в названиях других планет, таких как Марс, Юпитер, Венера, Меркурий, Сатурн и в общих наименованиях типа: лат. stella'звезда', нем. Stern 'звездa', укр. зоря" [142, 45]. Значения 'свет' и 'темнота' необходимо рассматривать как производные от первичной значимости *ra [142, 46].
Первые "... слова сами по себе были многозначными (перегруженными), но в контексте, описывающем простые ситуации, в которых общались первые люди, слова приобретали ясность и определенность..." [166,37]. "При многозначительности древних корней, - писал В.И.Шерцль, - случалось весьма нередко, что как самые корни, так и производныя от них слова заключали в себе противoположныя друг другу значения" [159, 10]. Например: динд. аhtu 'свет дневной; свет; блеск' и 'ночь'; перс. bachten 'восток' и 'запад'. Явление, при котором одно и то