Ви є тут

“Створення транснаціональних фінансово-промислових груп в Україні і країнах близькосхідного регіону”

Автор: 
Румі Хатем
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
3402U002910
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2.
АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП В УКРАИНЕ И СТРАНАХ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА.
2.1. Анализ условий и предпосылок становления финансово-промышленных групп в Украине.
Слияние финансового капитала с промышленным в форме ФПГ отражает тенденции современного постиндустриального развития экономики. Основная задача создания ФПГ в Украине - максимальное использование мирового многогранного опыта с учетом отечественных специфических условий.
Одной из существенных предпосылок создания ФПГ является Закон Украины "Промышленно-финансовых группах Украины введенный в действие с 1 мая 1996 г.
Закон определяет порядок создания, реорганизации и ликвидации промышленно-финансовых групп в Украине, транснациональных промышленно-финансовых групп, а так же финансово-экономические условия их деятельности.
Однако ряд важных и принципиальных вопросов в названном документе отражения не нашли. Закон определяет структуру как консорциум, в то время как ФПГ реализует право на управление на более высоком уровне и является более систематической структурой, чем ПФГ-консорциум. Кроме того, законом не предусматривается срок существования конкретного ПФГ. что сдерживает инициативу по их созданию.
Весьма зарегламентированным представляется предусмотренный законом механизм государственного монополистического регулирования процессов создания ПФГ. Нивелируется роль банка в ПФГ. Мировой опыт показывает, что участие банка в делах промышленного предприятия автоматически повышает рейтинг последнего. Именно такое понимание взаимодействия банковского и промышленного капиталов присутствует и в законодательстве России о создании ФПГ.
В законе не делается акцент на необходимости привлечения банковского капитала промышленностью, т. е. название "ПФГ" вместо "ФПГ" не случайность: это приведение формы в соответствии с содержанием. К сожалению, в законе не предприняты шаги по интеграции банковского и промышленного капиталов в форме создания ПФГ.
Известно, что только два украинские банка входят в сотню крупных банков СНГ. Как же могут национальные банки в одиночестве (согласно закону в ПФГ может находиться только один банк) реализовать серьезные инвестиционные проекты.
Оценивая Закон Украины "О промышленно-финансовых группах в Украине" специалисты утверждают, что это не тот нормативный акт, который мог бы открыть путь интеграционным процессам в экономике. И все же появление указанного закона свидетельствует о намерении государства расширить свои функции в отношении развития экономики, постоянно сосредоточивая усилия на приоритетах, которые, как показывает мировая практика, поэтапно меняются по мере вхождения государством в высокоразвитые рыночные отношения.
Необходимо проведение широкого регулирования экономических процессов: размеров и формирования инвестиций, уровня занятости, формирования совокупного спроса, сальдо платежеспособности баланса, распределения дохода, активное формирование ПФГ.
Нам представляется, что создание замкнутых производственных циклов с известной финансовой, хозяйственной и имущественной самостоятельностью может способствовать выходу технологических и кооперативных контрактов (в том числе и международных). Это, очевидно, позволит высвободить ПФГ и транснациональные промышленно - финансовых группы из объятий министерских структур, что повысит мобильность и качество управления в промышленности, обеспечит переход от директивных к экономическим методам управления.
ПФГ может упорядочить и ускорить процессы разгосударствления и приватизации имущества государственных предприятий (за 7 лет - 1993-2000 г.- проведения приватизации доля государственных основных фондов в общем их объеме уменьшилась с 60,4% до 41,3% [39, с.11] ) - участников ПФГ, что будет способствовать сохранению в процессе приватизации целостных имущественных комплексов. Создаваемые ПФГ способны сохранить старые и создать новые рабочие места.
Каждый из приведенных аргументов, как нам представляется, имеет под собой определенную логическую базу. Существующие аргументы как "за", так и "против" свидетельствуют о том, что вопросы создания и деятельности ПФГ и ТПФГ не так уж просты.
Первой и, очевидно, не самой простой, возникает проблема привлечения к участию в этих объединениях национальных банковских структур. В экономике Украины резко снизился объем сбережений. О периоде, когда в стране бушевала гиперинфляция вообще не серьезно было говорить об инвестициях.
Граждане "инвестировали" свои карбованцы, как правило, в недвижимость и твердую валюту. Финансовые учреждения Украины, и прежде всего банки, работают в режиме "коротких денег", т.е финансируют не производственные, а коммерческие структуры, в которых оборот капитала является ускоренным, гарантирующим банкам доходы. В банковских структурах деньги сегодня выполняют в основном функцию краткосрочного кредита, а не инвестирования. А возможные "инвесторы" и доверительные общества, утратили доверие обыкновенных граждан.
Конечно, обострение конкуренции, ухудшением возможностей для чистой спекуляции, снижение процентных ставок на кредитном рынке вынуждает наиболее дальновидных банкиров думать о надежных инвестициях, о переориентации своих капиталов на промышленность. Однако, радикальных изменений в переориентации банковского сектора с краткосрочного кредита на инвестиции не происходит. Устранение причин затрудняющих вступление банков в ФПГ, на наш взгляд, могло существенно усилить ориентацию банковского сектора на инвестиции.
Проанализируем широкий спектр причин и путей их устранения, необходимых для вступления банков в ПФГ.
Во-первых, банкиры боятся стать жертвами жестокого вмешательства и опеки государственных органов, стремящихся диктовать не только структуру объединений, но и количество банков в ПФГ. Для создания условий полноценного вхождения коммерческих банков в состав ПФГ необходимо обеспечить