ГЛАВА 2
КОГНИТИВНО-ОНОМАСИОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ МОТИВАЦИИ ОТСУБСТАНТИВНЫХ НАРЕЧИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ..................
49 2.1. Пропозитивно-диктумная мотивация русских отсубстантивных наречий ..................................................................................
49 2.1.1. Категориальный тип................................................... 54 2.1.2. Предикатно-аргументный тип........................................ 702.2. Ассоциативно-терминальная мотивация русских отсубстантивных наречий...................................................................................
85 2.2.1. Ассоциативно-метафорический тип................................ 89 2.2.1.1. Структурно-метафорическая разновидность.......... 96 2.2.1.2. Диффузно-метафорическая разновидность............103 2.2.1.3. Ориентационно-метафорическая разновидность..... 106 2.2.2. Ассоциативно-уподобительный тип................................ 112 2.2.2.1. Гештальтная разновидность..............................117 2.2.2.2. Семантико-сравнительная разновидность............. 123 2.2.3. Фразеологический тип................................................ 1282.3. Модусная мотивация отсубстантивных наречий в русском языке ..................................................................................... ...1382.4. Мотивационные признаки русских отсубстантивных наречий-полисемантов........................................................................... 149Выводы по второй главе ............................................................. 161ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................... 165СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......... 168СПИСОК СПРАВОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ......................................188СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА........189
ВВЕДЕНИЕ
В диссертационном исследовании осуществляется когнитивно-ономасиологический анализ русских отсубстантивных наречий и определены типы мотивационных отношений между их ономасиологической структурой и фрагментами знаний об обозначаемом.
Наречия как грамматический класс характеризуются жесткой присловной зависимостью или детерминантностью, функциональной, семантической и словообразовательной многоплановостью. Как номинативный класс слов отсубстантивные наречия на материале различных языков исследовались в аспекте словообразовательного механизма и словообразовательных типов [39, 48, 215, 76, 160, 288, 140, 52 и др.]; структурно-семантических разрядов [46, 47, 17, 112, 184, 166, 6, 41 и др.]; диахронного словопроизводства [168, 87, 88, 89, 130, 220, 234 и др.].
Мотивационные особенности отсубстантивных наречий не были предметом специального комплексного исследования даже в рамках словообразования, однако только словообразовательный подход не может разрешить проблемы, касающиеся механизма наречной номинации в языке, а также мотивационной специфики данного грамматического класса.
Актуальность нашего исследования заключается в использовании при анализе данной проблемы потенциала новой и перспективной отрасли лингвистики - когнитивной ономасиологии, которая описывает психолингвоментальную основу различных классов ментального лексикона, механизм их функционирования [172]. В когнитивной ономасиологии рассматривается новый ракурс традиционной словообразовательной проблемы мотивации, в частности, теоретический потенциал словообразовательной мотивации [74, 75, 205, 206, 125, 127, 113, 67, 68, 69, 85, 23, 24, 233 и др.].
В когнитивной ономасиологии мотивация определяется как сквозная для модели порождения наименования психоментальная операция, результатом которой является семантико-ономасиологическая зависимость языковых знаков (мотиватора и мотивата), возникшая на базе сложной системы коннекций концептов и их фрагментов в человеческом сознании [172]. Актуальность исследования русских отсубстантивных наречий обусловлена также использованием новейших концепций современной когнитивной науки [111, 239, 217, 218, 163, 50 и др.]; функциональной ономасиологии [19, 20, 21, 61 и др.] и теории номинации [102, 103, 44, 233 и др.].
Связь работы с научными программами, планами, темами. Тема диссертационного исследования связана с научной работой кафедры общего и русского языкознания Черкасского государственного университета имени Б. Хмельницкого, которая осуществляется в направлении теоретического и методического обеспечения курса "Когнитивная лингвистика", введенного на факультете русской филологии.
Объектом диссертационной работы является механизм номинации русских отсубстантивных наречий.
Предметом исследования служит мотивационная связь ономасиологической структуры русских отсубстантивных наречий, их семантики с фрагментом знаний об обозначаемом.
Цель нашей работы - комплексный анализ когнитивно-ономасиологического механизма мотивации русских отсубстантивных наречий.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- обосновать теоретические принципы когнитивно-ономасиологического анализа мотивации;
- описать особенности наречной номинации и ее связь с семантическими, функциональными и грамматическими признаками наречий;
- осуществить анализ разновидностей пропозитивно-диктумной мотивации отсубстантивных наречий в русском языке;
- охарактеризовать особенности ассоциативно-терминальной мотивации русских отсубстантивных наречий и их функциональные свойства в тексте;
- описать когнитивные корреляции модусно мотивированных отсубстантивных наречий;
- исследовать мотивационную специфику русских отсубстантивных наречий-полисемантов с точки зрения функционирования и процессов вторичного означивания.
Положения, выносимые на защиту:
1. Мотивация в когнитивно-ономасиологическом аспекте - это сквозная лингвопсихоментальная операция репрезентации в ономасиологической