ГЛАВА 2
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ. МЕТОДЫ И АЛГОРИТМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР В ПРОЦЕССЕ РЕИНЖИНИРИНГА ПРЕДПРИЯТИЙ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ .
§2.1. Основные проблемы формирования организационных структур предприятий строительно-коммунальной сферы.
Для достижения поставленных целей по формированию организационных структур объединению ВКХ "Киевводоканал" необходимо контролировать весь процесс деятельности предприятий, служб организаций. На начальном этапе контролируется качество реагентов для очистки воды, а затем исам этот процесс. Перед подачей воды в водопроводы контролируется качество воды.
Контролируется качество сооружений и агрегатов, а главное - плановые и программные ориентиры их эксплуатации и развития производства. Разветвлённая, постоянно действующая система контроля сформирована в сетевом хозяйстве. Всего по городу насчитывается более 3 тысяч контрольных точек, ежедневно по скользящему графику проверяется более 100 точек. Другой узел задач контроля достижения целей - экономические показатели. Снижение себестоимости, достижение показателей по энерго- и ресурсосбережению, снижение потерь воды, эффективность использования финансовых стредств, контроль инвестиционных программ - вот далеко не полный перечень параметров контроля.
Задача обеспечения качества воды равнозначна главной целевой функции объединения - вода контролируется по следующим основным показателям: бактериалогическому, гидробиологическому, химическому, физико-химическому, радиологическому.
Обязательному контролю по ГОСТу 2874-82 подлежат 28 показателей качества воды. Дополнительно контролируется не менее 60 веществ, загрязняющих воду.
На очистных сооружениях главное - улучшить следующие показатели: запах, вкус и привкус, цветность, мутность, прозрачность по шрифту, осадок, окисляемость, содержание аммиака и аммоний-ионов, нитритов, нитратов, водородный показатель, жёсткость устранимая, сухой осадок, поверхностно-активные вещества, нефтепродукты. Вода, не отвечающая качеству, в сеть не поступает.
На первой стадии с помощью расходомеров контролируется объём подаваемой воды. Во время распределения воды по городу существует контроль давления воды. С помощью этого показателя можно определить объём воды, необходимый потребителям в определённое время суток, и тем самым сократить лишние затраты электроэнергии. На этом же этапе контролируется исправность труб, и, если случаются аварии, производиться контроль за их устранением.
После того, как весь производственный процесс выполнен, т.е. потребители получили воду, начинается контроль оплаты за потреблённую вод. Здесь своя технология и своя информационная система.
Аналогичные схемы и технологии контроля можно смоделировать и расписать практически по всем функциям управления, что и составит первичный системный материал для взаимоувязки дейятвия служб.
Целостность и единство управления могут быть обеспечены на высшем уровне. Для этого, как правило, начальники отделов и ведущие специалисты собираются у генерального директора на совещание, где обговариваются текущие проблемы предприятия и определяются задания на неделю. Совещания - по твёрдому графику или по мере необходимости. Начальники отделов, в свою очередь, распределяют полученные знания между своими подчинёнными. Это делается как в устной, так и в письменной форме. Если распоряжения являются особо важными, то они подписываются генеральным директоров или его заместителями.
Если для решения задачи необходимо взаимодействие нескольких отделов, то обмен информацией между ними происходит по местному телефону, письменно в виде подписанных записок или при личном общении. Эффективно может быть использована и сеть ПЭВМ. Особенно часто приходиться сотрудничать отделам, находящимся в одном функциональном блоке. В объединении можно выделить: производственный блок; экономический блок; блок информационного обслуживания; блок обеспечивающий производство; социально-культурный блок.
Как и большинство организаций, объединение не является закрытой системой, оно реагирует на изменения во внешней среде. Поэтому важны не только внутренние, но и внешние коммуникации, чтобы достичь цели своей деятельности.
Так, руководство объединения присутствует на совещаниях в горисполкоме, где решаются текущие проблемы. Кроме того, нередко собираются совещания в Облжилкоммунуправлении. Отдельно следует определить такие структуры, действующие при горисполкоме, как финансовое управление, которое проверяет технико-экономические показатели деятельности объединения, и ценовую комиссию, которая утверждает тарифы на услуги водоснабжения.
Объединение постоянно взаимодействует с различными комиссиями: предоставляет им материалы на проверку, а те, после их проработки, пишут заключения, как правило, с замечаниями.
Если в городе случаются аварии, то мероприятия по ремонту и восстановлению сооружений согласовываются с райисполкомами.
Если в объединения приходят письма от других организаций, то они отправляются в канцелярию, откуда их доставляют тому, кому данное письмо предназначено. Соответственно, это лицо подготавливает ответ, подписывает его у руководителя и отправляет.
Объединение через средства массовой информации передаёт сообщения, предназначенные потребителям. Потребители, в свою очередь, обращаются в объединение с различными жалобами, на которые объединение оперативно реагирует. Таким образом происходит обратная связь производителя со своими потребителями.
В общем виде процесс внешних коммуникаций представлен на схеме (рис.2.1)
Характер коммуникационных связей:
1) корреспонденция;
2) сообщения, переданные с помощью СМИ;
3) жалобы потребителей;
4) реагирование на жалобы потребителей;
5) предоставление проб воды;
6) заключение о качестве воды;
7) предоставление документов отчётности;
8) результат проверки;
9) предоставление расчётов;
10)