ГЛАВА 2
ТИПОЛОГИЯ ДЕТСКИХ НОМИНАЦИЙ ВО ФРАНЦУЗСКОМ, ГРЕЧЕСКОМ, УКРАИНСКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ
2.1. Номинация: сущность, аспекты изучения, механизмы
Как пишут авторы коллективной монографии "Человеческий фактор в языке", "с момента произнесения ребёнком первого слова он вступает в языковую систему через наречение действительности, и акт номинации становится тем самым его первым вербализированным, языковым актом" [56, с.172]. Согласно статистическим исследованиям, проведенным такими учёными как Дж. МакНамара, К. Нельсон, Э. Бейтс, С. Мёрвис и др., имена существительные составляют большую часть словарного запаса ребёнка на начальных стадиях его языкового развития [93, с.51]. По всей видимости, данное явление связано с тем, что существительные, как правило, обладают предметной соотнесённостью, и это облегчает их усвоение ребёнком.
Предметная соотнесённость способствует взаимопониманию детей и взрослых, ведь для того, чтобы они поняли друг друга правильно, употребляемые ими слова должны относиться к одному и тому же кругу явлений и хотя бы частично совпадать по значению. По мнению Л.С.Выготского, совпадение значений слов и "появление собственно речевой деятельности должно осуществляться по номинативной функции слова", поэтому при изучении детской речи необходимо уделять особое внимание номинативному аспекту речевой деятельности ребёнка [56, с.172-173].
Термин "номинация" полисемантичен. Данный термин может употребляться в динамическом аспекте и обозначать процесс наименования в соответствии со своим этимологическим значением: nominatio (лат.) переводится как "наименование, дача имени" [60, с.232]. В статическом аспекте номинация обозначает результат процесса номинации - значимую языковую единицу.
В узком употреблении номинация понимается как обозначение предметов с помощью слов или словосочетаний [там же]; отношение "имя существительное - предмет" - это ядерный, основной тип номинации, и именно номинации такого типа, как уже говорилось выше, преобладают в детском словаре. В более широком смысле, номинация - это обозначение всего отражаемого и познаваемого человеческим сознанием, всего сущего и мыслимого: предметов, лиц, действий, качеств и событий [там же, с.234].
По мнению Е.С. Кубряковой, для того, чтобы быть единицей номинации, языковая единица должна соответствовать одному минимальному требованию: осуществлять номинативную функцию, то есть выделять именуемое как отдельную сущность, репрезентировать выделенное явление или объект средствами языка и, в дальнейшем, в речевой или мыслительной деятельности, заменять выделенную сущность данным ей именем [18, с.38]. Соответственно, номинацией (в статическом аспекте) является любая форма языковой фиксации какого-либо явления или предмета, вне зависимости от внешней формы: "Все значимые единицы языка имеют единую по своей природе денотативную направленность и, следовательно, любое смысловое содержание этих единиц может быть в принципе определено как сигнификат. В этой общей постановке вопроса безразлично, какие единицы будут сопоставляться с реальным денотатом: будет ли это слово, словосочетание, предложение или даже текст - их значение (сигнификат) в гносеологическом смысле так или иначе должно быть в итоге возведено к тому или иному денотату..." [60, с.122].
Существуют и другие значения термина номинация, который употребляется также для обозначения раздела языкознания, изучающего структуру актов наименования [22, с.336]. В этом смысле номинация приравнивается к ономасиологии, которая рассматривает все единицы языка с точки зрения выполняемой ими номинативной или репрезентативной функции [там же, с.345]. К проблемам, входящим в сферу ономасиологии, относится "изучение и описание общих закономерностей образования языковых единиц, взаимодействия мышления, языка и действительности в этих процессах, роли человеческого (прагматического фактора) в выборе признаков, лежащих в основе номинации, исследование языковой техники номинации - её актов, средств и способов, построение типологии номинаций, описание её коммуникативно-функциональных механизмов и т.д." [22, с.336]. В более узкой трактовке, ономасиология представляет собой учение о процессах называния словом и лексической объективации понятий [там же].
Ономасиологию обычно противопоставляют семасиологии, выделяя соответственно два направления изучения номинации: семасиологический и ономасиологический подход.
Семасиологический подход связан с интерпретацией уже готовой языковой единицы, со структурно-семантическим анализом её содержания, с изучением её внутрисистемных связей с другими единицами языковой системы. Данный подход рассматривает фразеологичность семантики производного слова - явление, при котором не все компоненты значения отражены в структурных частях слова [18, c.30-31; 22, c.346]. Французская исследовательница Николь Ватто использует семасиологический подход, чтобы изучить, как ребёнок понимает метафорические высказывания [174]. Семасиологический подход позволяет проанализировать многие ошибочные номинации, встречающиеся в детской речи, когда дети интерпретируют незнакомое им слово на основе каких-то ложных связей, например, слово "гречка" интерпретируют как "печка", связывая это слово с глаголом "греть".
Использование семасиологического подхода таит некоторую опасность для лингвиста: ведь даже при наличии готовой номинативной единицы далеко не всегда представляется возможным определить те связи, которые отвечают за её образование и употребление. Существует риск дать слишком вольное толкование описываемого явления, основанное скорее на предположениях и фантазии лингвиста, чем на реальных лингвистических фактах.
Ономасиологический подход к изучению номинации - это подход, при котором рассматривается предметная направленность языковой единицы, т.е. её соотнесённость с предметным языковым рядом в качестве средства наименования последнего [22, с.346]. Ономасиологический подход связан не с результатом, а с процессом номинации, с
- Київ+380960830922