РАЗДЕЛ 2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ СЛУЖБЫ УЧЕТА
ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Ретроспективный анализ организационных форм учетного процесса
Термин «организация» имеет различные оттенки значения. В наиболее общем виде
это упорядочивание, налаживание надежной, эффективной, работоспособной и
мобильной системы. В современных условиях хозяйствования теория организации
имеет огромное значение для совершенствования учета и управления. Более полное
использование достижений этой теории позволяет развивать организационные
аспекты конкретных функций и задач учета. На фоне организационных принципов
более наглядно проявляются такие недостатки в организации учета, как
консерватизм и негибкость аппарата бухгалтерии, нечеткое распределение и
выполнение обязанностей, дублирование в работе, отсталый уровень в организации
труда бухгалтеров на предприятиях [59].
Круг вопросов, охватываемых понятием «организация учета», чрезвычайно широк и
постоянно изменяется под влиянием все возрастающих требований к учету как одной
из важнейших функций управления. Между тем в экономической литературе изложение
вопросов организации учета сводится в основном к перечислению предпосылок
рациональной организации: особенностям предприятия, объему необходимых учетных
данных, распределению учетных функций и др. Понятие «организация учета»
определяется чаще всего как построение системы учета, при котором достигаются
наилучшие результаты при наименьших затратах. Такова точка зрения В.Г.Макарова,
Д.И. Пильменштейна [117, 155]. В подобного рода подходе не определены
специфические свойства организации учета.
Нельзя не согласиться с Я.В. Соколовым [178], который отмечает, что одно из
лучших определений организации учета принадлежит Н.А. Леонтьеву, который под
организацией учета понимал ряд действий лиц, которым поручено осуществление
учета, направленных для достижения целей, поставленных перед учетом. А.Н.
Кашаев [78] под организацией учета понимает сочетание элементов учетного
процесса в их статическом и динамическом состоянии, обеспечивающее наиболее
активное воздействие учета на процессы выполнения плана, а также сохранность
производственных ресурсов и соблюдение режима экономии. А.Н.Кузьминский [107]
определяет, что организация учетного процесса в том или ином звене народного
хозяйства в значительной мере зависит от организации учетного аппарата и труда
учетных работников. Таким образом, организация учета включает организацию
учетного процесса, учетного аппарата и труда учетных работников.
Основными принципами организации учетного процесса ведущие ученые – экономисты
В.П. Завгородний, В.В. Сопко [185] называют системный подход, целостность,
всеобъемлемость, субординацию, динамичность, адаптивность, ритмичность,
непрерывность, пропорциональность.
На основании проведенного исследования, под организацией учета на предприятиях
следует понимать систему построения учетного процесса с целью получения
достоверной информации о хозяйственной и финансовой деятельности и
осуществления контроля за рациональным использованием производственных и
хозяйственных ресурсов, собственного капитала и обязательств. Основным
принципом построения такой системы должен быть принцип рациональности.
Организация любого вида деятельности представляет собой единство структуры
соответствующей экономической службы и способов ее функционирования. Мы будем
рассматривать два разреза организации учета на предприятии: статический и
динамический. Первый включает в себя организационную структуру, составные
элементы и взаимодействие их с техникой. Совершенствование и развитие учета в
большей степени связано с динамической организацией деятельно-сти -
совокупностью приемов и способов учета, используемых в интересах различных
групп пользователей. Упорядочивание всех узлов (элементов) системы учета
характеризует организацию их в широком смысле. Такая организация состоит в
целенаправленном упорядочивании и совершенствовании механизма, структуры и
процессов учета как совокупностей. Упорядочивание частей узлов (элементов)
системы характеризует организацию в узком смысле. В связи с этим при
употреблении термина «организация учета» необходимо разграничивать два понятия:
«организация учета как система» и «организация функционирования во времени и в
пространстве», то есть управление им. Первое понятие шире второго. Система
построения учетного процесса должна включать в себя совокупность методов,
способов и средств, которые обеспечивают оптимальное функционирование и
дальнейшее развитие.
В организационном аспекте учету присущ двойственный характер – технологический
аспект и структурный. Руководитель предприятия обязан организовать учет как
подсистему управления. Организация учета как технологического процесса –
обязанность главного бухгалтера. Учетный процесс как объект организации может
быть представлен следующим рисунком (рис. 2.1).
При применении ПЭВМ, когда значительная часть учетных работ выполняется
машинным способом, происходят значительные изменения в технологии учетного
процесса, процедурах, фазах, однако при этом не изменяется структурное
построение бухгалтерии.
В организации учета выделяют централизованную, децентрализованную и смешанную
структуры. При централизованной структуре – весь аппарат бухгалтерской службы
как методически, так и административно подчинен одному руководителю – главному
бухгалтеру (финансовому руководителю). При децентрализованной форме
организационного построения бухгалтерии методическое руководство осуществляет
главный бухгалтер, а администрат
- Київ+380960830922